На этой неделе на WWDC 2021 компания Apple официально анонсировала новую операционную систему iOS 15, с которой будут запущены смартфоны линейки iPhone 13 этой осенью.
...
Китайские источники опубликовали первые концептуальные изображения нового флагманского смартфона Xiaomi Mi 12, который должен быть анонсирован производителем в конце этого год...
Компания HMD Global представила смартфоны Nokia X10 и X20 в апреле, а теперь к выходу готовится новая модель под названием Nokia XR20, которая была замечена в базе данных тест...
Следствием недавней критики пользователей, разгневанных «особенностями» и недоработками глобальной версией прошивки MIUI, стал официальный опросник Xiaomi, в котор...
Хорошая новость для пользователей смартфонов Galaxy A20 и Galaxy A30s в России: компания выпустила обновление Android 11 для этих моделей для российского региона.
Сверхуниверсальные или так называемые ультразумы всегда были и будут популярны среди тревел-фотографов, тех, кто не любит или не имеет возможности возить с собой много оборудования.
Такие объективы способны заменить множество объективов и закрыть практически все необходимые фокусные расстояния. Однако, всё бы было прекрасно, если бы не слабая светосила подобных объективов. Ультразум Nikkor Z ждали многие, ведь так хотелось увидеть то самое преимущество нового байонета. Получилось или нет? В этом обзоре мы подробно протестируем объектив NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR. Итак, давайте знакомиться.
Объектив NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR стал первым полнокадровым объективом Nikkor Z, который не относится к S Line. Об этом говорят и материалы изготовления — корпус практически полностью из пластика. Тем не менее новинка унаследовала некоторые особенности объективов топовой линейки. В первую очередь это программируемое электронное фокусировочные кольцо, на которое можно назначить управление диафрагмой, компенсацией экспозиции или ISO. А также основание байонета изготовлено из металла и имеет уплотнительную резиновую вставку на фланце, а сам объектив обладает защитой от проникновения влаги и пыли.
Несмотря на сверхширокий диапазон фокусных расстояний объектив получился весьма компактным и лёгким. Длина всего 114 мм, диаметр 76,5 мм, а вес 570 грамм. Диаметр светофильтра 67 мм.
Кольцо трансфокатора имеет прорезиненое покрытие, ход плавный и в меру тугой. Самопроизвольно объектив не раскладывается, тем не менее на корпусе присутствуют фиксатор зума. Больше никаких переключателей на корпусе нет.
Инженеры Nikon оснастили объектив NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR оптической стабилизацией, о чём свидетельствует аббревиатура VR в названии. По заявлению производителя эффективность системы составляет до 4,5 ступеней. Насколько вы знаете, все полнокадровые камеры Nikon Z оснащены матричной стабилизацией, но какова эффективность совместной работы двух стабилизаторов, не сообщается. Чуть ниже мы обязательно протестируем этот аспект и попытаемся выяснить реальную эффективность системы.
Оптическая конструкция NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR состоит из 19 элементов в 15 группах. Здесь присутствует 2 элемента из стекла со сверхнизкой дисперсией ED), 1 асферический элемент из стекла со сверхнизкой дисперсией ED), 2 асферических элемента, элементы с покрытием ARNEO, а также передний элемент с фторсодержащим покрытием.
Минимальная дистанция фокусировки от 50 см на широком угле до 70 см на длинном конце. Фокусировка бесшумная, при изменении дистанции передний элемент не двигается.
Диафрагма, как ясно из названия, переменная. Минимальные значения – F/22–36. Конструкция диафрагмы имеет скруглённое отверстие и состоит из 7 лепестков.
Тестирование NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR
Наше тестирование начнем с резкости. Для теста будем использовать стандартную тестовую миру. Итак, проанализируем качество картинки на широком угле 24 мм.
24 мм:
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
На максимально открытой диафрагме по центру наблюдается совершенно незначительное снижение резкости, далее, приблизительно до f/11 центр абсолютно резкий, чего не скажешь о периферии. В целом на всех значениях заметно смягчение картинки, максимальная резкость в диапазоне f/8-11.
70 мм:
f/6.0
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32
f/36
На фокусном расстоянии 70 мм центр сразу резкий, периферия также выглядит немного чётче. Начиная с f/16 наблюдается общее снижение резкости под влиянием дифракции.
105 мм:
f/6.3
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32
f/36
105 мм показывают аналогичную картинку по качеству, однако снижение резкости из-за дифракции смещается на одну ступень. Теперь смягчение начинается с f/22.
200 мм:
f/6.3
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32
f/36
Фокусное расстояние 200 мм даёт максимально возможную резкость этого объектива на периферии. В центре резкость начинается с максимально открытой диафрагмы f/6,3. Общее снижение резкости начинается уже после f/22.
В целом объектив не радует детализацией на периферии, а съёмку на максимально закрытых диафрагмах лучше избегать. Однако, не сто́ит забывать, что мы имеем дело с суперуниверсалом. Для таких объективов это вполне нормальное поведение.
NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR оснащён тремя асферическими линзами, которые, в том числе, предназначены для уменьшения дисторсии. Тем не менее на максимально широком угле 24 мм мы можем наблюдать значительную бочкообразную дисторсию, которая практически полностью исправляется внутрикамерно. Однако, в результате искусственной корректировки, мы можем наблюдать, что часть изображения обрезается. Таким образом, происходит интерполяция, что, в свою очередь, уменьшает итоговое качество картинки. Ухудшения незначительны и это невозможно оценить невооружённым глазом, но все же я советую при съемке на 24 мм отключать внутрикамерную корректировку.
24 мм:
Фокусное расстояние 70 мм уже показывает подушкообразную дисторсию. Искажения относительно небольшие:
При дальнейшем увеличении фокусного расстояния эффект подушкообразной дисторсии уменьшается, но не исчезает.
105 мм:
200 мм:
Хроматические аберрации
Различают два типа хроматических аберраций – продольные и поперечные. Продольные аберрации характерны только для открытых диафрагм по всему полю кадра, а поперечные проявляются на всех значениях апертуры, как правило, ближе к краю кадра. Для теста продольных ХА я использую калибровочную мишень Datacolor SpyderLENSCAL, а для поперечных специальную тестовую миру.
Для снижения эффекта хроматических аберраций в оптической конструкции объективов используются элементы со сверхнизкой дисперсией. Здесь их целых три. Итак, смотрим. Слева – продольные, справа – поперечные.
24 мм:
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
70 мм:
f/6.0
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32
f/36
105 мм:
f/6.3
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32
f/36
200 мм:
f/6.3
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32
f/36
Хроматические аберрации незначительны, но заметны на всех значения диафрагмы. То же самое мы можем наблюдать и на других фокусных расстояниях.
В целом, показатель очень хороший. Хоть мы и наблюдает ХА на всех диафрагмах, они минимальны. Плюс ко всему не стоит забывать, что такие искажения эффективно исправляются внутрикамерно, а также вручную в любом RAW-конвертере.
Виньетирование
На фокусном расстоянии 24 мм в диапазоне f/4-6.3 наблюдается заметная виньетка, которая полностью исчезает после f/9. При съёмке на более узкий угол эффект виньетирования снижается. Примерно начиная с 70 мм виньетирование практически незаметно даже на максимально открытых диафрагмах.
А вот здесь NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR очень порадовал. Объектив имеет отличную защиту от контрового и бокового света. Найти условия, при которых происходит снижение контраста или появляется заметный блик в кадре было очень сложно. Тем не менее при определённом угле и только на максимально закрытых диафрагмах можно получить подобные блики.
50 мм:
f/5.3
f/32
200 мм:
f/6.3
f/36
Заметьте, насколько хорошо объектив справляется с практически прямым светом. Не каждый объектив может похвастаться подобным поведением.
Наш герой далеко не самый яркий представитель объективов способных рисовать красивое боке. Тем не менее давайте посмотрим на что он способен.
24 мм:
f/4.0
f/5.6
f/8.0
Как и следовало ожидать, 24 мм не даёт красивого боке.
А вот 70 мм выглядит уже намного интереснее:
f/6.0
f/8.0
f/11
Фокусные расстояния начиная приблизительно со 105 мм уже показывают красивое боке с крупными световыми дисками. В целом на таких фокусных расстояниях NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR прекрасно себя покажет в портретной фотографии, что мы обязательно протестируем в нашем будущем выпуске #ProОбъектив.
105 мм:
f/6.3
f/8.0
f/11
200 мм:
f/6.3
f/8.0
f/11
f/16
Стабилизация
Напомню NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR оснащён оптической стабилизацией. Я тестировал объектив на камере Nikon Z6, которая оснащена матричной стабилизацией. Отключить работу оптической или матричной стабилизации по отдельности нельзя. Работает одновременно либо обе системы стабилизации либо ни одной. Таким образом, мне не удалось выяснить реальную эффективность оптической системы стабилизации, но мы протестировали общую эффективность и она впечатляет.
На фокусном расстоянии 24 мм стабилизатор показывает 4,5 ступени эффективности, о которой собственно и заявляет производитель. А вот на максимальном фокусном 200 мм, результаты уже совершенно другие.
200 мм:
Здесь мы видим невероятный запас в 6 ступеней! Создаётся впечатление, что оптическая стабилизация включается в работу только на длиннофокусном расстоянии. Эффективность стабилизации действительно радует.
Астигматизм и коматические аберрации
Эти оптические аберрации особенно ярко проявляются в виде искажения световых точек в кадре. Кома характерна для периферии кадра и снижается к центру, а также исправляется диафрагмированием. Астигматизм заметен, как правило, ближе к центру кадра и на всех значениях апертуры.
Слева – кома, справа – астигматизм.
24 мм:
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
70 мм:
f/6.0
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32
f/36
105 мм:
f/6.3
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32
f/36
200 мм:
f/6.3
f/8.0
f/11
f/16
f/22
f/32
f/36
Коматические аберрации заметны лишь на фокусном расстоянии 24 мм. При диафрагмировании приблизительно после f/8 эффект практически исчезает. Астигматизм не характерен для этого объектива, а при увеличении фокусного расстояния кома практически полностью исчезает.
NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR для видео
Благодаря своей компактности и широкому диапазону фокусных расстояний объектив будет привлекателен не только тревел-фотографам, но и видеооператорам. Компактность позволяет установить NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR на стедикам, причём для этого необязательно иметь мощный электронный стабилизатор. Я тестировал объектив с камерой Z6 на стедикаме Zhiyun Weebil S и он с этим прекрасно справился. Давайте снова посмотрим на эффективность стабилизации и сравним с картинкой на электронном стабилизаторе.
На тесте выше я не смягчал походку, съёмка велась на широком угле 24 мм. Безусловно, картинка неплавная, результаты для такой системы стабилизации вполне ожидаемые.
А теперь давайте посмотрим на картинку при съёмке на стедикаме Weebil S:
Помимо установки на стедикам, в этом примере работали оптическая и матричная стабилизации. В итоге мы наблюдаем абсолютно плавную и идеальную картинку. Кроме того, радует адекватная работа оптической и матричной стабилизации совместно со стедикамом.
Шум мотора автофокуса
Немаловажным показателем для операторов является скорость и шум мотора автофокуса. Если скорость — это параметр, относящийся больше к системе камеры, то шум напрямую зависит от объектива.
Работа мотора автофокуса абсолютно бесшумна. На фоне вы можете слышать постоянный монотонный шум – это шум от системы охлаждения светодиодного прибора, который использовался во время съёмки. Если вам показалась скорость работы медленной, то напомню, что в Nikon Z6 скорость перефокусировки ругулируется в настройках. В примере выше использовался стандартный уровень скорости, в примере ниже этот параметр установлен в значение +5.
Дыхание фокуса
Ещё один немаловажный показатель для видеопроизводства – изменение масштаба при перефокусировке.
мдф/бесконечность:
Как можете наблюдать, изменения масштаба совершенно незначительны и составляют всего 2 процента. Это отличный показатель для столь универсального объектива.
Вариофокальность
При изменении фокусного расстояния, в момент, когда фокус наведён на объект и зафиксирован у большинства объективов изменяется дистанция фокусировки – это называется варифокальность. Отсутствие этого эффекта называется парфокальность. На этот параметр очень редко обращают внимание, тем не менее он очень ценится профессиональными видеооператорами.
Изменение фокусного расстояния с 24 мм на 200 мм:
Изменение фокусного расстояния с 200 мм на 24 мм:
При изменении масштаба как с 24 на 200 мм, так и обратно, изменения дистанции фокусировки не происходит, что меня приятно удивило.
Галерея NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR
Заключение
Надо сказать, что объектив NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR «звёзд с неба не хватает». К сожалению, здесь мы не наблюдаем какого-то невероятного качества изображения. Снижение резкости и меньшая светосила – это тот компромисс, на который нам приходится идти, если хотим иметь в арсенале столь универсальный и компактный объектив. Тем не менее в плане резкости здесь нет никакого криминала, всё на довольно высоком уровне. Но нам же всегда хочется больше:) А больше мы получаем в других характеристиках.
Минимальное проявление хроматических аберраций, практически полное отсутствие комы и астигматизма, отличная бликозащита и устойчивость к контровому свету очень порадовали. Некоторое разочарование привнесла заметная бочкообразная дисторсия на широком угле, но это опять же недостаток подобных объективов. А отличные показатели системы стабилизации это то, что во многом компенсирует нам низкую светосилу.
Для съёмки видео NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR хорошо практически по всем параметрам. Компактный, быстрый, бесшумный и что вообще встречается редко — минимальное дыхание фокуса и парфокальность.
Можем ли мы рекомендовать этот объектив? К сожалению, на текущий момент для байонета Z не существует ничего подобного. Выбор ограничен – либо мы используем адаптер FTZ, либо «родной» NIKKOR Z 24-200mm f/4-6.3 VR. Наш герой обладает отличным соотношением плюсов и минусов, а также большей компактностью, в сравнении с подобными объективами, установленными через FTZ.