На этой неделе на WWDC 2021 компания Apple официально анонсировала новую операционную систему iOS 15, с которой будут запущены смартфоны линейки iPhone 13 этой осенью.
...
Китайские источники опубликовали первые концептуальные изображения нового флагманского смартфона Xiaomi Mi 12, который должен быть анонсирован производителем в конце этого год...
Компания HMD Global представила смартфоны Nokia X10 и X20 в апреле, а теперь к выходу готовится новая модель под названием Nokia XR20, которая была замечена в базе данных тест...
Следствием недавней критики пользователей, разгневанных «особенностями» и недоработками глобальной версией прошивки MIUI, стал официальный опросник Xiaomi, в котор...
Хорошая новость для пользователей смартфонов Galaxy A20 и Galaxy A30s в России: компания выпустила обновление Android 11 для этих моделей для российского региона.
Saramonic широко известна среди видеооператоров и блогеров, ведь в её ассортименте невероятное множество различных микрофонов и дополнительных аксессуаров для записи звука. Около года назад, производитель представил компактную радиосистему под названием Blink500, о которой я подробно рассказывал в отдельном обзоре. Это очень универсальная и простая в использовании радиосистема. Практически все видео, вышедшее на нашем YouTube-канале за этот год были записаны с использованием именно Saramonic Blink500. И я могу полностью утверждать, что это отличное решение, которое обеспечивает прекрасно звучание голоса. Однако, первое поколение не лишено минусов, которые вносят определённые коррективы в процесс работы.
О каких же минусах идёт речь?
Самый основной минус – расположение кнопки питания на верхней панели, что часто становится причиной случайного включения. С этим минусом я столкнулся, когда мы записывали интервью с президентом компании Profoto Андресом Хедебарком в Стокгольме, что почти сорвало нам съёмки. Что произошло? Из аэропорта сразу в офис Profoto, проверка работоспособности всей техники была в Москве. На съёмки полчаса. Времени на подготовку и установку оборудования вообще 5 минут. И какое же было моё удивление, когда я полностью уверенный в своём оборудовании, доставая всё из рюкзака, обнаружил, что из двух передатчиков и одного приёмника, включается только один передатчик. Причина банальна, во время транспортировки случайно были нажаты кнопки питания. В результате за несколько часов встроенные аккумуляторы полностью разрядились.
После этого для перевозки я «наколхозил» отдельную картонную коробку, которая почти полностью исключала случайные включения, однако иногда они всё же происходили. И ура, выходит обновлённая система Saramonic Blink500 Pro, которая комплектуется специальным жёстким кейсом! Судя по всему, эта проблема была не только у меня.
Кейс в комплекте непросто предназначен для безопасного хранения – по сути своей это неотъемлемая часть всей системы, это док-станция. Кейс оснащён встроенной батареей объёмом 2000mAh. То есть пока передатчики и приемник находятся в кейсе они заряжаются. Кейс поддерживает быструю зарядку, кстати, как и приёмник с передатчиками.
Здесь следует отметить, что существует два комплекта – максимальный, как у нас на обзоре и комплект из одного передатчика и приёмника. Второй комплект обладает меньшим кейсом по размеру и меньшей ёмкостью встроенной батареи — 1200mAh.
Заряжать док-станцию можно от стандартного зарядного устройства смартфона, от компьютера и даже от пауэрбанка. Для этого на задней грани предусмотрен разъём USB Type-C. полностью кейс заряжается приблизительно за 4 часа. А сам кейс может зарядить комплект из двух передатчиков и одного приёмника три раза.
На кейсе присутствует кнопка для сопряжения передатчиков и приёмника, которую, надо сказать я ещё ни разу не использовал за месяц тестирования. Понадобится она может в случае проблем соединения, или если вы вдруг решили использовать передатчик или приёмник из другого комплекта. В таком случае приемник и передатчики необходимо положить в кейс и нажать кнопку Pair на докстанции в течение трёх секунд. Всё произойдёт автоматически, никаких дополнительных действий производить не надо. Это еще одно улучшение по сравнению с первой версией.
Помимо прочего здесь четыре светодиода, информирующих об уровне заряда встроенной батареи. Светодиоды зажигаются, когда крышка кейса открыта. Было бы правильным оснастить кейс дополнительной кнопкой для отображения уровня заряда батареи без надобности открывть крышку.
Докстанция изготовлена из качественного толстого пластика. Пластик, надо сказать, довольно легко подвержен царапинам, что при активном пользовании приведёт к быстрой потере идеального внешнего состояния. Но любой профессиональный инструмент должен выглядеть соответствующе, так что это неизбежно для любого аксессуара. Однако, это касается лишь докстанции, а передатчики, которые будут часто попадать в кадр, будут всегда в идеальном виде – это ещё один плюс специального кейса.
Внутри докстанции три отсека, каждый оснащен пружинными контактами для зарядки. Здесь используется умная магнитная система определения наличия устройства в отсеке. Таким образом, когда приемник или передатчик вне отсека, то питание на контакты в конкретном отсеке не подаётся.
Каждый отсек имеет свой светодиод информирующий о процессе заряда и соответствующую надпись TX передатчик) и RX приёмник). К слову, форма отсеков для передатчика и приёмника разная, таким образом, перепутать не получится. И очередной плюс докстанции – если Blink500 первой версии заряжать приходилось индивидуально передатчик и каждый передатчик, что было совсем неудобно, то теперь одновременно заряжаются сразу три устройства.
Для более безопасного хранения передатчиков и приёмника в докстанции на крышке предусмотрены уплотнительные поролоновые накладки. За продуманность конструкции однозначно 10 баллов!
Я уделяю столько внимания докстанции, потому как этот аксессуар кардинально меняет опыт работы с микрофонной системой. Делает работу более надёжной. Фактически я забыл о том, что передатчики могут случайно включиться и неожиданно разрядится, или разрядятся в процессе съёмки, потому как они всегда заряжены на 100 процентов в начале съёмочной смены. Но превозмогая возникшую у меня любовь к докстанции, давайте поговорим о передатчике и приёмнике. И здесь тоже есть о чём рассказать!
Передатчик и приёмник получили абсолютно обновлённый корпус и дизайн, теперь они выглядят практически одинаково. Для визуального различия на корпусе присутствует надпись Transmitter передатчик) или Receiver приёмник). Теперь на верхней панели располагается большой монохромный информационный OLED-дисплей. По сравнению с первой версией система выглядит очень современно и круто. На одной гране кнопка питания/отключения звука, на другой гране две кнопки плюс и минус, которые отвечают за регулировку уровня записи и перемещение по меню.
Корпус передатчика стал компактнее и легче, качество сборки и материалов заметно выше. Но это далеко не все изменения. Функциональность системы стала значительно шире. Но для начала давайте посмотрим на основные технические характеристики и сравним их с первой версией.
3.5mm TRS вход для внешнего микрофона/Линейный вход
3.5mm TRS вход для внешнего микрофона
Вес
32 г
34 г
Размеры
56.5×38×26.1мм
63×43×16.5 мм
Приёмник Blink500 Pro RX
Blink500 Pro RX
Blink500 RX
Передача сигнала
Цифровая с частотой несущей 2,4 ГГц
Цифровая с частотой несущей 2,4 ГГц
Рабочая дистанция
100 м
50 м
Аудиовыход
3.5mm jack
3.5 mm Jack
Зарядка
Micro USB блок питания 5V или докстанция
USB Type-C блок питания 5V
Выход на наушники
Да
Нет
Время работы на одном заряде
До 8 часов
До 6 часов
Вес
32 г
26.5 г
Размеры
56×38×29.4 мм
62×33×15.5 мм
Итак, основа прежняя. Это беспроводная цифровая система, работающая на частоте 2.4ГГц. Но вместе с этим улучшились алгоритмы передачи, что повлияло на дальность работы. Теперь расстояние между передатчиком и приемником может доходить до 100 метров, что в два раза больше по сравнению с первой версией. Тем не менее здесь не решена проблема сбоев сигнала, когда идёт запись в фотостудии, где работают синхронизаторы со студийным светом. Касается это преимущественно всех синхронизаторов Profoto, они настолько мощные, что иногда в момент спуска доли секунды) канал 2.4ГГц полностью занимает сигнал от синхронизатора. В итоге мы получаем на звуковой дорожке вакуум и в случае, если он не попадает на паузу между словами, то исправить это в аудиоредакторе почти невозможно. Поскольку мы часто снимаем уроки со студийным светом, мы уже приучились, что в момент нажатия на спусковую кнопку фотограф не должен говорить. Вот яркий пример подобных сбоев:
Однако, вы должны понимать, что это очень специфический сценарий работы. В остальных случаях никакой проблемы с передачей сигнала не наблюдается. Передатчик очень чувствителен к преградам. Причиной отсутствия сигнала может стать не только стена, но и банально спина спикера, если он отвернулся от камеры. Следует отметить, что как и в случае работы с синхронизатором Profoto, пропадание сигнала, когда спикер отвернулся, происходит очень редко. Из всех съемок, наверно это единственный случай, когда пропал сигнал:
Тем не менее я на стану называть это минусом. Мы всё-таки говорим о мобильной радиосистеме, у которой нет больших антенн и общий вес значительно меньше. Если вам нужна большая свобода в передвижении, то существует давно зарекомендовавшая себя система Saramonic UwMic9.
Если вы незнакомы с первой системой Blink500, то вам необходимо знать, что передатчик имеет встроенный микрофон, а также к нему можно подключить петличный микрофон Saramonic SR-M1, который идёт в комплекте. Таким образом, передатчик можно использовать как классическую петличную систему, закрепив его на поясе спикера при помощи прищепки на корпусе, или просто положить в карман, ведь размеры достаточно компактные.
Передатчик стал значительно меньше и всего на два грамма легче что тоже неплохо). Уменьшенные размеры положительно сказываются на опыте использования. Передатчик теперь намного проще закрепить на рубашке, а также он менее заметен. И вот очередной плюс – дисплей может отключаться через несколько секунд 10, 30, 60 секунд),что не только экономит энергию, но и делает передатчик менее заметными в кадре. Первая версия обладала светодиодным индикатором, который нельзя было отключить.
Встроенный в передатчик микрофон получил переработанную конструкцию и главное он стал более чувствительный, на уровне проводной петлички, которая идёт в комплекте. Благодаря новой конструкции стало возможно крепление ветрозащиты, для съёмки на улице.
Вначале мне показалось решение очень практичным, но первые же съёмки на улице и ветрозащита оказалась в луже через две минуты. Так что во время использования при сильном ветре или активном движении спикера следует быть аккуратнее, а еще лучше использовать идущий комплекте петличный микрофон, который также оснащен ветрозащитой.
На передатчике, как и на приёмнике есть разъём Micro USB для зарядки аккумулятора. Радует, что все-таки сохранили разъём и сделали возможность отдельной зарядки вне докстанции. Например, при работе на клетке или стедикаме, приёмник можно подключить к повербанку или к прямо к стедикаму.
Передатчик в кармане также можно подключить к небольшому повербанку, что увеличит время автономной работы. Это экстремальные сценарии, но чего только не бывает на съёмочной площадке…
На дисплее приёмника отображается важная служебная информация. Основную часть занимает визуализатор звуковой волны. С одной стороны, можно подумать, что это сделано для эффектного внешнего вида. Однако, это важный индикатор, когда вдруг возникают какие-то проблемы с подключением. Мы можем видеть идёт ли звук на передатчик или нет, работает ли подключённый источник звука или нет.
Помимо этого, верхняя строчка показывает уровень сигнала и подключение, заряд батареи и надпись TX, информирующая, что это передатчик вот без этой надписи можно было бы и обойтись).
На нижней строчке режим работы микрофон/линейный вход) и уровень звука.
Да! Теперь микрофонный вход можно использовать как линейный вход, что во многом объясняет приставку Pro в названии! Настраивается этот параметр в меню.
Для входа в меню необходимо нажать либо на плюс, либо на минус и переключать до соответствующего пункта.
Backlight Mode – настройка таймера подсветки включена постоянно, 10, 30, 60 секунд). Рекомендую эту настройку поставить на 30 секунд – экономит энергию и в кадре ничего не светится лишнего.
Mute Key – включение/отключение кнопки Mute, которая отключает звук. Если вы пренебрегаете мониторингом во время записи, то лучше отключить эту кнопку во избежание случайного отключения звука. В принципе эта возможность не так часто нужна, поэтому в 90 процентах случаев её лучше отключить.
Restore – если вы вдруг каким-то образом смогли «намудрить» в настройках и не понимаете что произошло, а оно не работает, тогда вам сюда. Этот пункт сбросит все настройки к заводским.
Для настройки определенного пункта из выше перечисленных необходимо выбрать необходимый пункт, а потом нажать и удерживать кнопку SET плюсик). Далее выбираем необходимое значение клавишами плюс/минус подтверждаем опять же долгим нажатием на кнопку SET.
Кстати, для включения передатчика, как и приёмника, – нажимаем и удерживаем клавишу MUTE, пока не появится надпись SARAMONIC на дисплее. Для выключения соответственно также удерживаем клавишу MUTE. Учтите, если вы положили передатчик и приемник в докстанцию включёнными и закрыли крышку, это не значит что устройства выключились, они по-прежнему будут работать, пока не высадят весь заряд батареи. Так что будьте внимательны.
Конструктив приёмника почти такой же, как и у передатчика. Однако, здесь более тугой механизм встроенной прищепки. И это правильно, поскольку приёмник крепится уже не к одежде, а в горячий башмак фотоаппарата, на клетку или даже на телефон. Кстати, то что здесь именно прищепка это позволяет действительно крепить приёмник там, где удобно, а не только в горячий башмак. К примеру, я креплю приёмник на площадку стедикама Zhiyun Weebill S снизу. Таким образом, легче сбалансировать камеру на стедикаме, а на камере во время работы ничего лишнего не установлено.
Главным плюсом нового приёмника является отдельный выход на наушники. Этого не было в первой версии. Почему это так важно? Производители всё чаще стали отказываться от отдельного выхода на наушники в своих компактных фотоаппаратах, а с этим приёмником проблема будет полностью решена. Запомните, мониторинг — это очень важная часть процесса видеосъемки. Бывают разные ситуации и причины, по которым вдруг пропадает звук. И если вы это не услышали во время съёмки, то услышите во время монтажа и тут уже ситуацию не поправить. Поэтому лучше это обнаружить сразу на площадке и сразу же переснять, попросить спикера переговорить.
Линейный выход на приёмнике позволяет выводить звук даже на аудиосистему,например через микшерный пульт. То есть Blink500 Pro можно использовать даже на мероприятиях, а не только для записи видео. Только учтите один момент, который характерен для любого микрофона – во время подключения к аудиосистеме необходимо предварительно выключить звук. А также в таком сценарии использования, нельзя подключать наушники к приёмнику.
На дисплее приёмника отображается значительно больше информации. Во-первых, это информация о подключённых передатчиках и уровня радиосигнала. Во-вторых, здесь показывается информация какой уровень записи микрофона на определённом передатчике, выключен/включён ли на нём звук и какой текущий уровень заряда. Это невероятно удобно и позволяет постоянно контролировать состояние передатчика оператором. Помимо этого на нижней строке присутствует служебная информация передатчика — громкость наушников, режим моно/стерео и уровень заряда батареи.
И вот мы подошли ещё к одному значительному плюсу, который делает эту систему профессиональной. Приёмник может записывать теперь не только моносигнал, как это было в первой версии. Blink500 Pro может записывать стереосигнал при подключении двух передатчиков. Таким образом, сигнал с одного передатчика записывается на один канал, со второго передатчика на второй канал. Такая функциональность присутствует только в профессиональный микрофонных радиосистемах. Это значительно расширяет возможности при монтаже.
Меню у приёмника практически такое же, как у передатчика. Исключение лишь один пункт. Вместо Input Mode здесь пункт Output Mode – Mono/Stereo.
Здесь следует обязательно понимать, что если вы используете один микрофон, то необходимо включить режим Mono, иначе запишется стереодорожка, на которой один канал будет со звуком, а другой пустой. Хотя это и небольшая проблема на монтаже, тем не менее влечёт за собой дополнительные манипуляции, которые можно избежать ещё на моменте съёмок.
Приёмник можно подключить не только к камере, но и смартфону. В комплекте присутствует два кабеля — стандартный TRS и TRRS для подключения к смартфону. Если у вас смартфон только с USB Type-C или Lightning, то придётся воспользоваться соответствующим переходником, который преображается отдельно.
Я провёл 5 съёмок с использованием этой системы. Единственный минус, о котором я уже упомянул – это не очень надёжное крепление ветрозащиты. После первого случая я её больше не использовал. За всё время я просто забыл о том, что мне необходимо заряжать микрофоны и они могут неожиданно разрядиться во время съёмок. Если появляется небольшой перерыв и я сразу же кладу устройства в докстанцию и они заряжаются.
Докстанцию я заражал раз в две съёмки. И то, это не значит что после вторых съёмок аккумуляторы были полностью разряжены, это больше для подстраховки.
Меньше всего на одном заряде работает приёмник – это 6 часов 20 минут. Микрофоны работают дольше – 7 часов 40 минут. Когда приёмник или передачтик практически разряжены, начинает мигать пиктограмма батарейки — это означает, что у вас осталось порядка 10-12 минут и устройство отключится. Пятиминутная зарядка в докстанции даёт 20 минут работы. 10 минут зарядки в дистанции – 35 минут работы. То есть если вдруг в процессе съёмки у вас разрядились передатчик или приёмник, делаем 5-минутный перерыв, отдыхаем, и быстренько заряжаем севшее устройство. Это очень удобно, что здесь есть такая быстрая зарядка.
Чтобы полностью зарядить передатчики и приёмник в докстанции потребуется около четырёх часов. Столько же потребуется для полной зарядки аккумулятора самой докстанции.
Качество записи:
В идеальных условиях полного отсутствия постороннего шума и ветра, независимо от того на какой микрофон идёт запись, установлена ли ветрозащита общее качество звука одинаковое. Надо сказать, что в целом качество звука на высоте и оно лучше, чем у первой версии Blink500. Теперь посмотрим, как отрабатывает микрофон в сложных условиях:
В примере выше значительно шумнее, но никаких-либо перегрузов и других артефактов нет. Голос слышен отчётливо и, опять же, большой разницы от того, на какой микрофон идёт запись нет. Кстати, качество записи звука на передатчиках первой версии было хуже, чем на петличку. Здесь такого эффекта незаметно.
Saramonic Blink500 Pro отвечает всем требованиям современного оператора, причём не только любителя блогера, но и профессионала. Возможность двухканальной записи, включение линейного входа, отдельный выход на наушники в приёмнике, кнопка отключения сигнала, возможность подключения к микшеру – именно это делает систему Blink500 Pro применимой в профессиональной работе. А возможность «включил и всё работает» делает её отличным выбором для любителя, которому требуется качественный звук, но нет желания разбираться что к чему. Да, несмотря на то что здесь куча дополнительных настроек, всё работает сразу, без каких-либо манипуляций и изучения инструкции. И, конечно, вишенка на торте – докстанция, которая всегда держит ваши микрофоны наготове и делает транспортировку абсолютно безопасной. Пожалуй Saramonic Blink500 Pro можно назвать одной из лучших микрофонных радиосистем на текущий момент.