Развитие технологий в производстве студийного освещения не стоит на месте. Сейчас в распоряжении фотографов есть довольно компактные и вместе с тем мощные портативные приборы.
У компании Profoto таких приборов даже несколько – это B10 с мощностью 250 Дж, B10 Plus с мощностью 500 Дж и серия генераторов аккумуляторного типа B2, также с мощностью 250 Дж, но с возможностью подключения двух голов от одного генератора. А также существуют менее компактные аккумуляторные приборы Profoto B1 и B1x. В очередном выпуске #ProСвет мы решили поработать с новой серией компактных насадок для этих приборов – Profoto OCF II. В этом выпуске мы отойдём от стандартного обучающего формата. Конечно же, я буду много снимать и рассказывать, как это снято, но также расскажу какие насадки появились в новой серии OCF и какие у них особенности.
Вся серия насадок Profoto OCF II, приборы Profoto B10 Plus и B2. © Илья Кайгородов
Повторюсь, что очевидными плюсами перечисленных выше приборов Profoto является мобильность и чрезвычайная компактность при достаточно высокой мощности. Используя эти приборы, можно даже спорить с солнечным освещением! Кроме компактности, в этих приборах появился ещё ряд возможностей, существенно упрощающих жизнь фотографа. Одна из наиболее значимых из них это касается Profoto B10/B10 Plus), это возможность управления приборами через смартфон, подключённый по Bluetooth с возможностью съёмки на смартфон с полноценным использованием импульсного света пока только для телефонов с iOS). Съёмка на смартфон с импульсным студийным светом, Карл! Но об этом мы поговорим чуть позже, в наших следующих выпусках #ProСвет.
Profoto Connect. © Илья Кайгородов
В процессе тестирования новых насадок Profoto OCF II я использовал новый синхронизатор Profoto Connect. Этот синхронизатор необычный, однако, он существенно упрощает жизнь фотографам, снимающим в автоматических режимах. Теперь не нужно ничего настраивать на синхронизаторе или приборе. Можно просто установить переключатель в положение Auto и наслаждаться результатом, ведь синхронизатор сам рассчитает мощность импульса в зависимости от условий естественного освещения и настроек камеры. Вводить коррекцию экспозиции вспышки можно через меню управления вспышками само́й камеры, что, безусловно, очень удобно. К слову, на новом синхронизаторе вообще нет кнопок, а есть только три положения переключателя – это Manual, Auto и Off. Остальное управление также производится через фирменное приложение Profoto для смартфонов, которое доступно как на iPhone App Store), так и на Android Play Market).
Без компактных светоформирующих насадок даже компактные переносные приборы теряют свою максимальную полезность. По этой причине компания Profoto создала особую систему насадок OCF. В этом году система получила своё продолжение и обновление – OCF II. OCF это аббревиатура, расшифровывающая как Off Camera Flash. Из названия понятно что создана она специально для внешних вспышек. Эту серию насадок первой и второй версии не рекомендуется использовать со стандартными приборами и головами Profoto.
Итак, в обновлённую серию Profoto OCF II вошли следующие насадки:
- OCF II Barndoor световые шторки)
- OCF II Snoot конусная насадка)
- OCF II Grid&Gel Holder кольцевой держатель сотовых решёток и цветных фильтров)
- OCF II Grid 10, 20, 30 сотовые решётки с разным углом рассеивания)
- OCF II Gel Filters набор кольцевых цветных фильтров)
- OCF II Gel Ring кольцевой держатель для самодельных фильтров)
Главным нововведением серии OCF II стал магнитный принцип крепления сот и цветных фильтров, что обеспечивает очень оперативную работу с насадками. Однако, это далеко не единственное улучшение. Давайте знакомится ближе.
Profoto OCF II Barndoor
© Илья Кайгородов
Шторки очень удобный и полезный модификатор света, причём его удобно использовать не только в студии, но и на улице. Нужны шторки для того, чтобы ограничивать световое пятно, не давая свету попадать на нежелательные объекты и области. Кроме этого, закрывая шторки, можно добиться очень интересного основного или фонового освещения. Конструктив OCF II Barndoor позволяет закрывать/открывать каждую створку отдельно и вращать насадку на 360 градусов.
© Илья Кайгородов
По размеру Profoto OCF II Barndoor отличаются от стандартных шторок для Zoom рефлектора и, конечно, же в меньшую сторону. Стоит отметить, что надеваются они не на рефлектор, а непосредственно на саму вспышку. Крепление отличается от предыдущей серии OCF, теперь вместо пластика появился резиновый хомут с надёжным металлическим фиксатором. Шторки плотно надеваются на вспышку и, надо сказать, очень быстро. В целом весь конструктив насадки очень качественный. Сами шторки изготовлены из металла, а основание из стеклопластика.
© Илья Кайгородов
Важной конструктивной особенностью является магнитное крепление для установки сотовых насадок и цветных фильтров. Находится оно на передней части насадки перед шторками. Это позволяет надеть 3 фильтра или соты системы OCF или их комбинации) с возможностью достаточно плотно закрыть лепестки шторок. Если же фотографу понадобится использовать комбинацию из более чем 3 фильтров или сот, то придётся дополнительно использовать специальный держатель OCF II Grid&Gel Holder о нём чуть ниже), который устанавливается между шторками и головой вспышки. Важно ещё раз отметить, что вся серия OCF II как, впрочем, и OCF) разработана и рекомендована к использованию только с выносными приборами Profoto. Студийные приборы и генераторные системы могут повредить эти насадки, так как они не имеют жаропрочной защиты, а сами студийные приборы оснащены галогенным пилотным освещением, в отличие от светодиодного на аккумуляторных вспышках.
© Илья Кайгородов
В качестве маленького, но приятного дополнения стоит отметить мягкую практичную сумку, идущую в комплекте.
Profoto OCF II Snoot
© Илья Кайгородов
Конусная насадка OCF II Snoot имеет складную конструкцию, что, на мой взгляд, просто идеальное решение – это в полной мере демонстрирует философию Off Camera Flash OCF). Конусные насадки всегда обладали значительными размерами и соответственно занимали много полезного места в рюкзаке и таким был снут первой версии OCF. Теперь, благодаря тому, что Profoto OCF II Snoot полностью изготовлен из резины, насадка может складываться, и в таком состоянии он занимает в три!!!) раза меньше места.
© Илья Кайгородов
Вопреки тому, что вся насадка изготовлена из резины, конус прекрасно держит свою форму и не боится сдавливания. Крепление к прибору принципиально такое же, как у шторок.
© Илья Кайгородов
Конус можно использовать совместно с сотами и/или цветными фильтрами. Для этого снут необходимо надеть на специальный держатель OCF II Grid&Gel Holder, с которым можно использовать совместно до трёх сот/фильтров. В комплекте поставки небольшая сумочка на молнии для удобной и безопасной транспортировки.
Profoto OCF II Grid&Gel Holder
© Илья Кайгородов
OCF II Grid&Gel Holder – это магнитный держатель, который самостоятельно не является светоформирующей насадкой. Главным образом этот держатель предназначен для установки сот и цветных фильтров. Однако, благодаря своей конструкции на него можно установить как шторки, так и снут, что позволит использовать комбинации этих двух инструментов с сотами и/или цветными фильтрами.
© Илья Кайгородов
Сотовые решётки и цветные фильтры устанавливаются за мгновение и также быстро снимаются. Благодаря магнитному принципу крепления, здесь можно комбинировать фильтры и соты между собой без ограничений, добиваясь необходимого эффекта или цвета.
© Илья Кайгородов
Держатель изготовлен из пластика, а крепление к прибору такое же, как у шторок – резиновый хомут с держателем и возможностью поворота на 360 градусов.
© Илья Кайгородов
Profoto OCF II Grid
На текущий момент в арсенале OCF II имеется три сотовых насадки с углами 10, 20 и 30 градусов, которые предназначены для снижения рассеивания света и повышения контраста. Насадки, повторюсь, можно крепить как на шторки, так и на отдельный магнитный держатель OCF II Grid&Gel Holder.
© Илья Кайгородов
Каждая сота, благодаря магнитной системе, может крепиться друг к другу, а также к гелевому фильтру. Установка, смена или снятие насадки происходит моментально. Смотрите наш видеообзор, там это прекрасно демонстрируется.
Profoto OCF II Gel Filters
Цветные фильтры, как и соты, абсолютно идентичны по размеру и имеют одинаковый магнитный принцип крепления. Таким образом, эти насадки можно совмещать. Крепление также возможно к световым решёткам и к отдельному магнитному держателю. Сам цветной фильтр изготовлен из толстого пластика.
© Илья Кайгородов
Сейчас в ассортименте 12 цветных фильтров:
- Full CTO полный оранжевый)
- Half CTO оранжевый 1/2 плотности)
- Quarter CTO оранжевый 1/4 плотности)
- Quarter CTB голубой 1/4 плотности)
- Scarlet алый)
- Blue голубой)
- Peacock Blue кобальтовый)
- Rose Pink бледно-розовый)
- Jade изумрудный)
- Light Lavender бледно-лиловый)
- Yellow желтый)
- Half Plus Green зеленый 1/2 плотности)
Список впечатляет, однако, если вам этого в каких-то нереальных условиях всё же окажется недостаточно, существует следующее решение.
Profoto OCF II Gel Ring
© Илья Кайгородов
Держатель OCF II Gel Ring позволяет установить любой цветной гелеевый фильтр. Это кольцо состоит из двух элементов, между которыми крепится гелевый фильтр. Внутреннее кольцо служит шаблоном, по которому необходимо вырезать фильтр, чтобы он идеально подошёл в крепление. Более того, можно вырезать интересные маски гобо для имитации освещения окна, теней от листвы и тд. Формы ограничены лишь вашей фантазией и мастерством работы с ножницами.
© Profoto.com
Кольцевой держатель также крепится как к шторкам или отдельному держателю, так и к любым другим фильтрам или сотам.
Profoto OCF II Grid & Gel Kit
© Илья Кайгородов
Этот комплект не представляет собой ничего нового из перечисленного выше. В Profoto OCF II Grid & Gel Kit входит магнитный держатель Grid&Gel Holder, соты 20 градусов и два фильтра Full CTO и Half CTO. Этот кит обойдётся немного дешевле, нежели то же самое покупать всё по отдельности, а также он включает в себя удобный мягкий чехол для транспортировки.
Практическая съёмка с насадками Profoto OCF II
Все перечисленные выше насадки OCF II относятся к жёстким светоформирующим насадкам. Мы решили показать как можно использовать насадки жёсткого света при съёмке на улице. Снимать портреты с подобным освещением было бы не самой простой затеей, так как этот характер освещения подходит далеко не каждому лицу, да и без мощного пилотного освещения “попасть в свет” оказалось бы непросто.
Поскольку жёсткий свет прекрасно подчёркивает мелкие детали и фактуру, был выбран сюжет имиджевой предметной съёмки. В качестве моделей мы использовали кастомные велосипеды, на которых, как раз было что подчеркнуть! Снимать мы решили при закатном, довольно драматичном освещении, так что цветные фильтры нам тоже обязательно понадобятся. Мне было интересно посмотреть, как покажут себя в подобных условиях шторки и соты Profoto OCF II. А теперь давайте разберём все сцены более подробно.
В первой локации мне понравились контрастные направляющие линий мостов на закатном небе. Сам объект съёмки находился в тени, что позволяло осветить его как угодно не отвлекаясь на естественное освещение. Я решил использовать три источника света, а именно два контровых и один рисующий. На видео процесс выставления показан достаточно подробно.
Итак, давайте по порядку. В схеме я использовал один источник Profoto B10 Plus 500 Дж) и два источника Profoto B2. В качестве насадок были задействованы держатель для сот и фильтров OCF II Grid&Gel Holder с разными цветными фильмами и 30-градусной сотой, конусная насадка OCF II Snoot и шторки OCF II Barndoor.
Контровой источник слева. © Павел Молчанов
Первым я выставил конторой свет слева за велосипедом, им я отделил левую часть объекта от фона и прорисовал протектор, спицы, колесо и руль, даже частично осветил правую часть рамы. Источником света изначально был Profoto B10 Plus, но я заменил его на B2, так как длины проводов от генератора B2 не хватало для иной расстановки света. В итоговой схеме прибор был установлен на максимальную мощность порядка 125 Дж) и подвинут чуть ближе, чем B10 Plus, который использовали до этого так как разница между максимальной мощностью приборов 1 ступень). На левом контровом источнике была надета конусная насадка для того, чтобы ограничить световое пятно и не сильно освещать площадку, на которой стоит велосипед. Можно было использовать 20-ти или даже 10-градусные соты для подобного эффекта, но, на мой взгляд, они дали бы чуть меньшую интенсивность света, и более растушёванные края. А конусная насадка даёт как раз таки более очерченные границы света.
Здесь добавил второй контровой источник справа. © Павел Молчанов
Второй контровой источник был нужен также для подчёркивания мелких деталей и фактуры, а также отделения правой части объекта от фона. Этим источником выступил Profoto B10 Plus с надетой 30-градусной сотой через держатель для фильтров и сот OCF II Grid&Gel Holder. Мощность прибора была 250 Дж. Угол и высоту луча света я выбирал так, чтобы по касательной осветить правую часть велосипеда, и слегка затронуть левую по сути, практически зеркальное отображение предыдущего источника).
Canon EOS 5DsR + 17-40/4 L. Параметры съемки: 21мм, 1/200, f/5.6, ISO 100. © Павел Молчанов
Финальным штрихом стал рисующий фронтальный свет. Это была вторая вспышка, подключённая к генератору B2 на максимальной мощности примерно 125 Дж). Важно отметить, что при подключении двух приборов к генераторной мобильной вспышке Profoto B2 именно суммарная максимальная мощность равна 250 Дж, то есть, на каждую голову можно выставить максимум по 125 Дж, если использовать равную мощность, а вообще прибор имеет полностью асимметричное управление мощностью. В качестве насадки я использовал шторки OCF II Barndoor, и прикрыл их так, чтобы свет минимально попадал вокруг велосипеда. Сам прибор был установлен слева от камеры, что позволило получить дополнительный объём за счёт прорисованных теней.
Вторая часть съёмки в этой же локации была с той же световой схемой, но с единственным отличием – рисующий фронтальный свет светил на велосипед слева так как сам велосипед мы развернули в другую сторону), а левый контровой источник я опустил чуть ниже и направил по линии велосипеда, чтобы получить более проработанную заднюю часть.
Canon EOS 5DsR + 17-40/4 L. Параметры съемки: 22мм, 1/200, f/5.6, ISO 100. © Павел Молчанов
Самым заметным изменением стало использование цветных фильтров, которые я надел на контровые источники. Этот финальный штрих сделал картинку более атмосферной и необычной. Кстати, цвета фильтров я выбрал противоположные по отношению к цвету закатного солнца.
Подход к освещению следующего героя в новой локации был проще, но всё же позволил добиться прекрасного результата. Мне хотелось достичь очерченного силуэта велосипеда, и для этого я решил светить не на него, а на фон. Основной эффект был создан за счёт освещения фона двумя схожими цветными фильтрами. Использовались они на двух головах Profoto B2, работающих на полной мощности не стоит забывать, что эффектные цветные фильтры достаточно сильно поглощают свет). Напомню, что при подключении двух приборов к одному генераторному блоку, мощность каждого, при равных настройках, остаётся на величине 125 Дж. И этого вполне достаточно чтобы залить светом достаточно большую площадь фона.
Здесь фон освещен только двумя головами Profoto B2 с установленными на них цветными фильтрами OCF II. © Павел Молчанов
Стоит отметить, что снимали мы уже после захода солнца, поэтому естественный свет был уже не такой интенсивный. Велосипед стоял на расстоянии от фона примерно в двух метрах, что позволило избежать засветки на него и получить проработанный чёрный силуэт. Подобный подход позволяет достичь большего контраста, да и более аккуратной работы с рисующим светом в целом.
Canon EOS 5DsR + 17-40/4 L. Параметры съемки: 17мм, 1/200, f/5.0, ISO 100. © Павел Молчанов
Далее я поместил в сцену рисующий свет. Им был Profoto B10 Plus с надетыми шторками OCF II Barndoor. Шторками я ограничил освещение на фон, так как иначе это привело бы к уменьшению насыщенности цветов на нем, а ведь это было основной идей освещения. Его мощность была ниже контровых приборов примерно на две ступени и, как вы видите, этого не хватило для достаточного освещения байка с фронтальной стороны. Поэтому я увеличил мощность вспышки на одну ступень, получив гораздо более проработанные и контрастные детали на передней части велосипеда.
Canon EOS 5DsR + 17-40/4 L. Параметры съемки: 17мм, 1/200, f/4.0, ISO 100. © Павел Молчанов
Подход к освещению третьей сцены я также решил сильно не менять. Как вы видите на снимках, единственным отличием стало использование других цветов эффектных фильтров. Поскольку солнце уже зашло, большой мощности от вспышек не требовалось и они работали не на пике. При съёмке в условиях слабого естественного света не стоит сильно увеличивать мощность приборов, так как это приведёт либо к пересечённым участкам на объекте, либо, чересчур тёмному фону конечно же, при условии компенсации света настройками камеры).
Canon EOS 5DsR + 17-40/4 L. Параметры съемки: 17мм, 1/200, f/4.5, ISO 100. © Павел Молчанов
Canon EOS 5DsR + 17-40/4 L. Параметры съемки: 17мм, 1/200, f/4.5, ISO 100. © Павел Молчанов
Ещё два важных аспекта заключаются в экономии батарей вспышек и в скорости перезарядки приборов. Чем меньше мощность, тем интенсивнее съёмку можно вести. Для контровых источников я выставил мощность порядка 50 Дж напоминаю, что фильтры дают ощутимую потерю мощности), а фронтальная вспышка была установлена приблизительно на 100 Дж. Рисующий свет находился перпендикулярно объекту, что позволяло снимать его с разных точек. Я специально выбирал ракурсы с низкой точки, чтобы утрировать и без того интересные формы велосипеда. Подобный ракурс позволили получить интересные блики от контрового источника на мокром асфальте.
Пара экспериментов с iPhone и Profoto AirX
Одним из самых интересных моментов для меня стала возможность съёмки с импульсным !!!) светом на телефон! Ещё в марте нам удалось опробовать первый прототип этого приложения в головном офисе Profoto в Швеции, а в начале июля эта разработка была представлена уже официально. На текущий момент Profoto AirX работает исключительно с приборами B10 и B10 Plus. Синхронизация осуществляется только с камерами смартфонов компании Apple начиная с iPhone 7.
Снято на iPhone. Параметры съемки: 1/30, f/1.8, ISO 50. © Павел Молчанов
Но об этих возможностях компактных вспышек Profoto мы подробнее расскажем в следующих материалах. А пока предлагаю оценить результат. В своё оправдание хочу сказать, что это был мой первый опыт подобной работы и могу с уверенностью сказать – можно было сделать гораздо лучше. Да и снимал я, как оказалось, в JPEG, хотя была возможность установить RAW, что дало бы больше возможностей при обработке. Но все же такие возможности становятся новым этапом в развитии фотографии!
1 of 4
Снято на iPhone. Параметры съемки: 1/30, f/1.8, ISO 50. © Павел Молчанов
Снято на iPhone. Параметры съемки: 1/30, f/1.8, ISO 50. © Павел Молчанов
Снято на iPhone. Параметры съемки: 1/25, f/1.8, ISO 20. © Павел Молчанов
Снято на iPhone. Параметры съемки: 1/30, f/1.8, ISO 50. © Павел Молчанов
Заключение
В заключение хочу отметить, что я остался очень доволен теми возможностями, которые предоставляют компактные аккумуляторные системы Profoto B10 Plus и B2 вместе с обновлённой версией компактных насадок и аксессуаров OCF II. Это по-настоящему компактные приборы с больши́м запасом мощности и соответственно творческого потенциала. Удобство и простота использования насадок и аксессуаров я сейчас про установку цветных фильтров и сотовых решёток) оценят как любители, так и профессионалы.
Canon EOS 5DsR + 17-40/4 L. Параметры съемки: 17мм, 1/200, f/5.6, ISO 100. © Павел Молчанов
Отдельно хочу отметить возможность комбинировать цветные фильтры и соты, а также самостоятельно устанавливать в держатель для фильтров абсолютно любой из множества существующих благодаря решению в виде OCF II Gel Ring. Не стоит забывать, что на держатель фильтров и сот OCF II Grid&Gel Holder вы можете надевать другие насадки, в том числе использовать модификаторы мягкого света! Этот функционал даёт нам возможность совмещать и комбинировать несколько фильтров даже не полностью покрывая площадь держателя, создавая уникальные цветовые и световые решения в кадре.
Особую благодарность выражаем Rastabike club Moscow за предоставленные велосипеды для съёмок
источник >>