На этой неделе на WWDC 2021 компания Apple официально анонсировала новую операционную систему iOS 15, с которой будут запущены смартфоны линейки iPhone 13 этой осенью.
...
Китайские источники опубликовали первые концептуальные изображения нового флагманского смартфона Xiaomi Mi 12, который должен быть анонсирован производителем в конце этого год...
Компания HMD Global представила смартфоны Nokia X10 и X20 в апреле, а теперь к выходу готовится новая модель под названием Nokia XR20, которая была замечена в базе данных тест...
Следствием недавней критики пользователей, разгневанных «особенностями» и недоработками глобальной версией прошивки MIUI, стал официальный опросник Xiaomi, в котор...
Хорошая новость для пользователей смартфонов Galaxy A20 и Galaxy A30s в России: компания выпустила обновление Android 11 для этих моделей для российского региона.
В 2015 году легендарный немецкий производитель ZEISS представил фотографическому миру сразу шесть объективов, тем самым открыв новую линейку Milvus.
В течение следующих нескольких лет было анонсировано ещё 5 объективов. Сейчас линейка ZEISS Milvus насчитывает 11 моделей объективов. Эти объективы предназначены для байонетов Canon EF и Nikon F. Все без исключения обладают мануальной фокусировкой и фиксированным фокусным расстоянием. Сегодня у нас на обзоре не новинка, ведь наш герой был анонсирован пять лет назад, но от этого он не теряет своей актуальности и конкурентоспособности. Более того, с приходом беззеркальных полнокадровых камер Canon и Nikon, работа с мануальными объективами стала значительно проще. Итак, встречайте – макрообъектив ZEISS Milvus 2/100M!
Объектив обладает узнаваемым внешними видом. И особенно он будет знаком, если вы читали наши обзоры линейки Batis. Однако, этот стиль был позаимствован не у Batis, а у линейки ZEISS Otus. Это современный обтекаемый дизайн, полностью металлический корпус и прорезиненое кольцо фокусировки. Материалы, сборка и дизайн ZEISS Milvus 100/2M приводят просто в восторг! Начиная с упаковки чувствуется премиум-класс.
Как я уже писал, ZEISS Milvus 2/100M изготовлен полностью из металла, причём довольно толстого металла. Конусная бленда, которая идёт в комплекте, также металлическая, внутренняя часть покрыта способом флокирования, что предотвращает переотражения. Бленда довольно глубокая, что хорошо сказывается на защите от бликов, однако создаёт определённые неудобства в работе с фильтрами, для которых важно регулировка положения.
Все надписи и разметка выгравированы. Присутствует разметка фокусного расстояния, а также глубины резкости для диапазона f/11-22.
Версии для Canon EF и Nikon F отличаются. Версия для Nikon обладает отдельным регулятором диафрагмы, что невероятно удобно. Дополнительно, здесь есть так называемая функция de-click, которая позволяет регулировать диафрагму плавно, а не скачками, что очень полезно для видеооператоров.
Однако, владельцам Nikon Z, придётся забыть как о ручном переключении диафрагмы на объективе, так и о функции de-click. Управление возможно только через фотоаппарат. При первом включении камера просигнализирует, что необходимо установить диафрагму на объективе в положение F/22. Кстати, на объективе ZEISS Milvus 100/2M присутствует блокиратор, который срабатывает при установке диафрагмы в f/22, что предотвратит случайное переключение.
Кольцо фокуса занимает почти весь корпус объектива, что, в свою очередь, создаёт неудобства во время установки/снятия объектива с камеры. Приходится держать объектив за основание у байонета, а места там немного. Однако, в моём случае неудобств не было, поскольку тестирование велось на Nikon Z6, объектив я снимал вместе с адаптером FTZ, просто потому что все мои другие объективы Nikkor Z. А вот если у вас парк оптики Nikkor F, то адаптеру лучше оставаться всегда на фотоаппарате и поберечь байонетное крепление фотоаппарата.
Лишь часть фокусировочного кольца имеет прорезиненое покрытие. Надо сказать, что оно, на первый взгляд, лучше, чем у линейки Batis. Пыль, в отличие от названной линейки, к нему не пристаёт, даже спустя долгое время работы. Однако посмотрим, как оно себя покажет спустя месяцы.
ZEISS Milvus 2/100M обладает не самыми большими размерами в сложенном состоянии, если сравнивать с аналогами. Минимальная длина 103 мм, а максимальная в макроположении) 118 мм. Диаметр объектива 81 мм. Ближайший аналог для системы Nikon макрообъектив 105/2.8 имеет 116 мм в длину в сложенном состоянии и 83 мм в диаметре. А вот вес у нашего героя самый большой среди аналогов — 843 грамма, сказываются материалы изготовления. Диаметр фильтра 67 мм.
Как видите, при фокусировке объектив значительно увеличивается в размере. Плюс раздвижной конструкции в том, что объектив имеет компактные размеры в сложенном состоянии. Объективы, которые не меняют размер при фокусировке, имеют куда большие размеры.
Минимальная дистанция фокусировки 44 мм, что соответствует коэффициенту 1:2. Пожалуй, это первый минус, о котором следует сказать. Ведь все макрообъективы, с аналогичным фокусным расстоянием дают масштаб 1:1. Однако, все аналоги обладают светосилой на один стоп ниже, то есть f/2.8. Малая глубина резкости f/2 в сочетании с фокусным расстоянием телефото и даже таким коэффициентом позволяют более эффективно изолировать объект даже от отвлекающего фона или создать художественное размытие. Такого эффекта будет сложнее добиться на аналогах со светосилой f/2,8.
Тем не менее если вам необходим больший масштаб, то есть решение в виде приобретения фирменного конвертера Nikon 1.4x или 2x, что, в свою очередь, увеличит масштаб до 1:1.4 или 1:1 соответственно, но придётся пожертвовать светосилой.
Диафрагма состоит из 9 скругленых лепестков. Оптическая конструкция ZEISS Milvus 2/100M полностью соответствует своему предшественнику ZEISS 100mm f/2.0 Makro-Classic. Объектив состоит из 9 элементов в 8 группах. В оптической конструкции присутствуют два элемента из низкодисперсного стекла, конструкция с плавающими элементами. Некоторые линзы обладают фирменным просветляющим покрытием T*, о чём свидетельствует надпись на объективе.
Если сравнивать с первой версией, то новинка получила обновлённый корпус с защитой от проникновения влаги и пыли, а также новое оптическое покрытие. Тем не менее владельцем версии Classic вряд ли стоит задумываться об обновлении.
Прежде чем начать наши тесты, хотелось бы немного пояснить о ручной фокусировке с ZEISS Milvus 2/100M. Ход фокусировочного кольца объектива в меру тогой и имеет комфортное сопротивление, а полный оборот с минимальной дистанции до бесконечности практически 360 градусов. Это позволяет очень точно настроить точный фокус. Для максимального упрощения работы я рекомендую включить фокуспикинг с минимальной чувствительностью и по возможности использовать электронное увеличение. В этом плане беззеркалки сильно выигрывают перед зеркальными камерами. Конечно, у зеркалок в видоискателе есть помощник в виде светодиода, который загорается при правильном фокусе, однако он все же имеет определённую погрешность. Для более точного фокуса можно использовать Live View c максимальным электронным увеличением, но не во всех ситуациях этот метод применим.
Как обычно, начнём наши тесты с самого важного показателя — резкости объектива. Как никогда этот показатель особенно важен, поскольку мы имеем дело с макрообъективом. Для первого теста будем использовать нашу стандартную тестовую миру.
от редактора: Мы переработали систему показа тестовых семплов. Для переключения между фотографиями используйте специальное меню.
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
Слева центр / справа угол
Объектив показывает невероятную резкость, которая практически не меняется от центра к периферии кадра. Приблизительно на значении f/16 можно заметить незначительное смягчение картинки по всему полю кадра под влиянием дифракции. Дальнейшее диафрагмирование постепенно приводит к снижению резкости, однако, картинка остаётся всё ещё приемлемой.
На минимальной дистанции мы можем наблюдать также равномерную резкость по всему полю кадра, однако, на значении f/2,8-3,6 резкость чуть ниже. А вот начиная с f/4 наблюдается звенящая резкость, которая продолжается приблизительно до f/11-13, далее наблюдается смягчение картинки. Таким образом, рекомендуемый диапазон значений апертуры для достижения максимальной резкости — f/4-11.
Рассмотрим объектив на предмет проявления двух типов хроматических аберраций — продольных и поперечных. Продольные аберрации проявляются только на открытых диафрагмах. Ниже тест ZEISS Milvus 2/100M на калибровочной мишени Data Color.
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
На значениях f/2,0-4 наблюдается проявление продольных аберраций фиолетового на переднем плане) и зелёного на заднем) оттенка, которые полностью исчезают начиная приблизительно с f/5,6. Эффект продольных ХА довольно сильно заметен на открытых диафрагмах, что приводит к подобным результатам при съёмке контрастных деталей:
К этому необходимо быть готовым. Так что если в кадре присутствует высококонтрастные детали, то либо прикрываем диафрагму, либо морально готовимся к обработке в RAW-конвертере.
Теперь проверим объектива на предмет поперечных хроматических аберраций. Эти аберрации проявляются на всех диафрагмах и, как правило, ближе к периферии кадра.
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
Проявление поперечных ХА для объектива ZEISS Milvus 2/100M не характерно. Очень хороший показатель.
Дисторсия
Говорить тут нечего – идеальная геометрия!
Виньетирование
На максимально открытой диафрагме виньетирование присутствует в незначительной степени. Начиная со значения f/5.6 эффект виньетки в углах кадра полностью исчезает.
Как уже писал выше, наш герой комплектуется глубокой конусообразной блендой со светопоглощающим покрытием внутри. Надо сказать, что даже без использования бленды объектив не подвержен проявлению бликов. При намеренном нахождении угла, в котором максимально проявляются блики, я смог получить следующий результат.
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/22
При контровом попадании света в кадр картинка практически не теряет контраст. Очень хороший показатель.
Фокусное расстояние 100 мм прекрасно подойдет для съемки портретов. Однако, если для макросъемки наличие автофокуса совершенно необязательно, то для портретной съемки отсутствие автоматической фокусировки привносит определенные ограничения. Тем не менее, давайте проанализируем рисунок объектива в зоне нерезкости.
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
На максимально открытой диафрагме ZEISS Milvus 2/100M показывает невероятно красивое боке – по центру кадра диски обладают идеальной формой круга, а ближе к переферии искажения формы минимальны. Заполнение равномерное, а края дисков практически не обладаеют каемкой. При накрытии диафрагмы диски приобретают форму девятиугольника и полностью сохраняют эту форму по всему полю кадра.
Дыхание фокуса
МДФ/Бесконечность
Увы, но идеальных объективов не существует. Если почти все предыдущие тесты были сданы на отлично, то здесь нас ждёт разочарование. При изменении дистанции с минимальной на бесконечность происходит уменьшение масштаба на целых 44 процента!
Худшего показателя я ещё не встречал. Тем не менее ZEISS Milvus 2/100M я успешно использовал для предметной видеосъёмки, но, надо сказать, что фокус оставался фиксированным. В качестве примера ниже рекламный ролик нашего нового видеоцикла #ProОбъектив – с 16 секунды по 28 были сняты мной на этот объектив кстати, как и обложка этого ролика).
А вот если крутить фокус во время видеосъёмки, то результат может оказаться не очень приемлемым. Вот так это выглядит при изменении дистанции с минимальной на бесконечность:
ZEISS Milvus 2/100M обладает не только уникальными характеристиками, но и впечатляющими оптическими качествами. Невероятная резкость, точная геометрия, минимальное виньетирование, великолепная бликозащита и просто идеальное боке. Но минусы, конечно, тоже есть. Увы, но хроматические аберрации на высококонтрастных объектах заметны невооружённым глазом. Что касается очень большого дыхания фокуса, то это минус не только для видеографов, но и для фотографов, использующих приём фокустекинг. И также минусом можно считать увеличение 1:2, но надо сказать, что в большинстве ситуаций этого вполне достаточно.
Многие скажут, что главный минус этого объектива – это отсутствие автофокуса. На самом деле автофокус для макросъёмки это не самое важное, более того, как правило, при макросъёмке фотографами используется именно ручной фокус. Фокусное расстояние 100 мм также применимо и для пейзажей и здесь автофокус также не столь обязателен. Единственное где могут возникнуть сложности, это портретная фотография, в том случае, если модель активно двигается и вы снимаете на максимально открытой диафрагме. Так что не стоит бояться ручного фокуса, тем более при работе с беззеркальными камерами, где доступен удобный фокуспикинг.
Аналогов ZEISS Milvus 2/100M на текущий момент просто не существует. Возможно, в ближайшем будущем мы уже увидим макрообъективы для баронетов RF и Z с таким же фокусным расстоянием и светосилой, но с автофокусом. Предполагаю, что эти объективы будут стоить немного или даже намного больше, чем наш герой. Но сегодня можно смело сказать, что ZEISS Milvus 2/100M это лучший макрообъектив с фокусным расстоянием 100 мм.