На этой неделе на WWDC 2021 компания Apple официально анонсировала новую операционную систему iOS 15, с которой будут запущены смартфоны линейки iPhone 13 этой осенью.
...
Китайские источники опубликовали первые концептуальные изображения нового флагманского смартфона Xiaomi Mi 12, который должен быть анонсирован производителем в конце этого год...
Компания HMD Global представила смартфоны Nokia X10 и X20 в апреле, а теперь к выходу готовится новая модель под названием Nokia XR20, которая была замечена в базе данных тест...
Следствием недавней критики пользователей, разгневанных «особенностями» и недоработками глобальной версией прошивки MIUI, стал официальный опросник Xiaomi, в котор...
Хорошая новость для пользователей смартфонов Galaxy A20 и Galaxy A30s в России: компания выпустила обновление Android 11 для этих моделей для российского региона.
Первые объективы линейки Batis от известной немецкой компании Carl Zeiss были анонсированы в 2015 году.
До этого момента компания еще не выпускала автофокусных объективов, поэтому логично, что эта новость вызвала необычайный интерес у владельцев полнокадровых камер Sony и просто неравнодушных фотографов. Первыми объективами стали Batis 2/25 и Batis 1,8/85. О последнем мы поговорим в чуть позже, а сегодня герой этого обзора — ZEISS Batis 2/25.
ZEISS Batis 2/25 — это широкоугольный светосильный объектив, впускающийся исключительно для байонета Sony E, собственно как и вся линейка Batis. Фокусное расстояние 25мм довольно популярно среди фотографов и фильмейкеров, все потому, что он обеспечивает невысокие перспективные искажения, в отличие, например, от героя нашего предыдущего обзора ZEISS Batis 2.8/18. Такой объектив подходит как для пейзажной, архитектурной и интерьерной, так и для повседневной съемки. В этом обзоре мы его испытаем в основном в портретной съемке.
Объектив ZEISS Batis 2/25 будем тестировать на камере Sony A7R IV, которую нам любезно предоставила компания Rentaphoto.com.
Внешний вид ZEISS Batis 2/25
Объектив обладает довольно компактными размерами — длина 92 см, а диаметр 81 см. Вес всего 335 грамм. Таким образом, камера с ZEISS Batis 2/25 действительно может стать хорошим повседневным попутчиком фотографа.
При своем относительно небольшом весе, Batis 2/25 изготовлен полностью из металла, за исключением пластиковой лепестковой бленды, которая идет в комплекте. Сборка качественная — никаких люфтов и зазоров. Предусмотрена защита при работе в неблагоприятных условиях. На байонете можно наблюдать уплотнительную резиновую вставку синего цвета, но, конечно, это не все решения, которые были приняты для защиты от влаги и пыли.
Из органов управления на корпусе есть только электронное кольцо фокусировки и больше никаких переключателей. Ход кольца нелинейный. Установка режима фокусировки авто, ручной) производится через меню камеры. Кольцо имеет прорезиненое покрытие без каких-либо насечек.
Классический OLED-дисплей, который присутствует у всех моделей линейки Batis, отображает информацию о текущей диафрагме, дистанции фокусировки и глубине резкости. Надо сказать, что информация о текущей ГРИП здесь уже более актуальна, нежели в случае с ZEISS Batis 2.8/18, и несет в себе больше практического применения.
Минимальная дистанция фокусировки ZEISS Batis 2/25 составляет 20см, фокусировка внутренняя, так что можно использовать поляризационные и градиентные фильтры без каких-либо неудобств. Однако, отсутствие окошка в бленде для регулировки поляризационного фильтра слегка усложнит работу. Кстати, то что здесь можно установить резьбовой фильтр — это несомненный плюс, ведь не каждый широкоугольный объектив может этим похвастаться. Диаметр фильтра 67мм.
Максимальная диафрагма f/2.0, минимальная f/22. Диафрагма состоит из 9 скругленных лепестков.
ZEISS Batis 2/25 имеет надпись Distagon, что означает его принадлежность широкоугольным ретрофокуссным объективам. Если помните, герой прошлого обзора ZEISS Batis 2.8/18 также имеет эту надпись.
Оптическая схема состоит из 10 элементов в 8 группах. В конструкции объектива присутствуют 4 асферические линзы, две из которых с исключительной частичной дисперсией. Помимо этого, в оптической схеме присутствуют еще два элемента с исключительной частичной дисперсией, или как в Carl Zeiss называют из специального стекла. А также в конструкции предусмотрен блок с плавающими элементами.
По сложившейся традиции начнем с анализа резкости. Тестировать будем на нашей стандартной фотографической мире.
Итак, ниже кропы на всех диафрагмах из центра кадра и угла:
Центр
Угол
f/2.0
f/2.2
f/2.5
f/2.8
f/3.2
f/3.5
f/4.0
f/4.5
f/5.0
f/5.6
f/6.3
f/7.1
f/8.0
f/9.0
f/10
f/11
f/13
f/14
f/16
f/18
f/20
f/22
По центру кадра можно наблюдать снижение резкости только на f/22. На периферии кадра максимальная резкость начинается приблизительно с f/4-4,5, а с f/18-20 снижение резкости под влиянием дифракции. Из этого следует, что максимальную резкость по всему полю кадра можно получить в диапазоне f/5-16. Отличный результат для широкоугольного объектива, хотя если сравнивать с Batis 2.8/18, то его резкость картинки пока остается вне конкуренции. Посмотрим в будущих обзорах, какие результаты покажут другие объективы линейки Batis.
Мало кто знает, что существует два типа хроматических аберраций. Первый и самый известный — продольные. Такие хроматические аберрации, как правило, возникают на открытых диафрагмах, соответственно при увеличении значения апертуры исчезают. А вот второй тип аберраций, поперченые, уже мало кому известны, потому как менее заметены, хотя таким искажениям подвержены все объективы. Поперечные аберрации больше характерны для периферии кадра и проявляются на всех диафрагмах.
Протестируем объектив на мишени Data Color:
Центр
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
Как видите, на диафрагмах f/2-5.6 эффект хроматических аберраций довольно заметен, приблизительно после f/5.6 объектив дает абсолютно чистую картинку. Здесь мы проанализировали центр кадра, поэтому данный тест дал нам понимание подверженности объектива продольным хроматическим аберрациям. Теперь давайте проанализируем картинку на периферии кадра, для этого воспользуемся еще одной тестовой мирой.
Кропы приблизительно 300%:
Центр
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
Если продольные хроматические аберрации дают один цвет каемки на объекте в зоне резкости и другой цвет на объекте в зоне нерезкости, то поперечные дают разноцветную каемку на одном объекте, будь он в резкости или нет. С учетом того, что выше мы анализировали картинку при очень большом увеличении, то можно сказать что объектив ZEISS Batis 2/25 практически неподвижен эффекту поперечных хроматических аберраций.
Геометрия
ZEISS Batis 2/25 дает практически идеальную геометрию. Лишь незначительная подушкообразная дисторсия наблюдается в углах кадра.
Астигматизм и коматические аберрации
Фокусное расстояние 25мм и высокая светосила f/2, прекрасно подходят для фотографирования звездного неба и ночного города. А это означает, что объектив должен не искажать точечные световые объекты. Такие искажения называются комой и астигматизмом. Коматические аберрации характерны для периферии кадра и исправляются диафрагмированием. Астигматизм проявляется по всему полю кадра, кроме центра, и не исправляется путем прикрытия диафрагмы.
Исходный масштаб:
Кропы:
Около центра
Угол
f/2.0
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
В диапазоне f/2-2.8 заметно небольшое искажение световой точки на периферии кадра. При закрытии диафрагмы более f/2.8 эти искажения уходят, таким образом, можно заключить, что мы имеем дело с комическими аберрациями. Однако, можно заметить слегка вытянутую форму световой точки на всех значениях апертуры — это астигматизм, но очень слабовыраженный.
Виньетирование
Ниже небольшой ролик, демонстрирующий поведение картинки на всех значениях диафрагмы.
На f/2, как и следовало ожидать, объектив дает заметные затемения в углах кадра, однако, уже начиная с f/4 эффект виньетирования полностью пропадает.
Боке
Как правило, этот параметр не характерен для широкоугольных объективов, тем не менее давайте посмотрим на характер размытия.
f/2,0
Можно сказать, что объектив в этом аспекте удивляет. На f/2 при определенных условиях можно получить довольно красивое боке. Поскольку мы имеем дело с 9-лепестковой диафрагмой световые диски в центре кадра имеют точную форму круга. При детальном рассмотрении можно заметить эффект луковых колец и небольшую цветовую каемку. К периферии кадра световой диск приобретает форму кошачьего глаза, но было бы удивительно, если бы этого не произошло, все-таки это широкоугольный объектив.
f/2,2
Уже на f/2.2 световой диск приближается к форме девятиугольника.
f/5.6
ZEISS Batis 2/25 для видео
Фокусное расстояние 25мм очень часто используется фильмейкерами. А как мы могли убедиться выше, ZEISS Batis 2/25 обладает отличными разрешающими способностями и даже красивым боке на максимально открытой диафрагме. Все это, безусловно, в пользу объектива для съемки видео, но есть еще пару довольно важных параметров — дыхание фокуса и работа моторов автофокуса.
Скорость фокусировки на должном уровне. Если и происходит какая-то задержка, то это не по причине медленной работы моторов, а из-за работы автофокуса камеры. Линейные моторы, которые отвечают за перемещение группы линз, отвечающих за фокус, работают абсолютно бесшумно. Это бесспорно большой плюс в копилку объектива, причем не только в направлении видео.
На первом кадре объектив сфокусирован на минимальной дистанции, на втором снимке — бесконечность. При перефокусировке с мдф на бесконечность наблюдается изменение масштаба приблизительно 6,5 процентов. Более того, при фокусировке на бесконечность, становится заметен эффект бочкообразной дисторсии, когда как при мдф дисторсия подушкообразная и незначительная, заметная только по углам кадра.
Объектив ZEISS Batis 2/25 на практике
И как обычно, в этом разделе я передаю слово Паше Молчанову.
Первое, на что я обратил внимание, это очень шустрый и точный автофокус. Было бы нечестно сказать, что все 100% снимков получились без брака по фокусу, но, с учетом близкого расположения к моделям и достаточно активного позирования, результат меня более чем порадовал! Все съемки проходили в следящем режиме автофокуса с приоритетом по лицу. Условия уличной съемки были более легкими для объектива, так как света было достаточно, а вот в студиях света было поменьше, что все же сказалось на скорости и точности работы автофокуса. Не могу сказать, что объектив плохо справился с задачей, но некую разницу я почувствовал.
Касаемо съемки людей, очень важно чтобы искажения и дисторсия не сильно влияли на восприятие модели и ее пропорций. Мне очень понравилась геометрия объектива. Обратите внимание, что и в общих и в более крупных планах пропорции смотрятся достаточно натурально. Я считаю это очень сильной стороной объектива, что позволяет использовать его не только в пейзажной/архитектурной, но и в стрит и портретной фотографии. К резкости снимков у меня также не возникло никаких претензий. Хотя все съемки и проводились на максимально открытой диафрагме, сильно заметного падения резкости к краям кадра я не заметил. Что касается контраста и цветопередачи, объектив также оставил о себе самые приятные впечатления.
Я использовал этот объектив только в портретной фотографии, что, на мой взгляд, не всегда хорошая идея для широкоугольного объектива. Однако, я остался им очень доволен, геометрия, резкость и контраст показали себя отлично. В пейзажной и архитектурной фотографии особенно на прикрытых диафрагмах) резкость будет еще более выраженной. Также, пейзажисты по достоинству оценят OLED экран с данными о дистанции фокусировки и о ГРИП. Что касается хроматических аберраций, то они не оказались на том уровне, чтобы нужно было об этом говорить. Про конструктив, также ничего плохого сказать не могу. Сборка качественная, линза компактная, имеет пыле- и влагозащиту. Поскольку у объектива нет никаких механических элементов кольцо фокусировки электронное), то защита от внешних агрессивных факторов очень качественная.
Также к достоинствам стоит отнести возможность использования фильтров. К слову, резьба под светофильтр 67 мм, что позволяет не сильно тратиться на фильтры большого диаметра. Из спорных моментов могу отметить только работу электронного мотора при ручной фокусировки, он работает так же, как и у ZEISS Batis 2.8/18, а это может усложнить жизнь при съемке видео. Но, несмотря на это, объектив остается прекрасным инструментом как в руках профессиональных фотографов, так и любителей.
Это уже второй наш обзор объектива из линейка ZEISS Batis и, если честно, объективы не перестают удивлять. Великолепный дизайн, прекрасная сборка — это только внешние преимущества. Внутри – высококлассная оптическая схема, которая дает великолепную резкость и минимальное присутствие оптических аберраций. Но если быть честным, то впечатления от Batis 2.8/18 были более яркими. Сегодняшний герой обладает более заметными хроматическими аберрациями и более мягкой резкостью на открытых диафрагмах.
Для съемки видео, к сожалению, этот объектив не станет идеальным компаньоном, так как обладает заметным дыханием фокуса и геометрическими искажениями при изменении дистанции фокусировки. Однако, быстрый и бесшумный мотор автофокуса, все же делают его хорошим выбором. Особенно если планируется снимать не только видео, но и фото.
ZEISS Batis 2/25 является уникальным объективом для полнокадровой беззеркальной системы Sony и не имеет конкурентов. Так что если вы ищете универсальный и легкий широкоугольный объектив, дающий минимальные искажения и отличную резкость, то Batis 2/25 может стать прекрасным выбором.
Благодарим компанию Rentaphoto.com за предоставленную камеру Sony A7R IV.