Приветствую читателей Photar.ru! Меня зовут Молчанов Павел и в этой статье я хочу рассказать о новом адаптере OCF для накамерных вспышек Profoto A1, A1X и A10, а также поделиться некоторыми секретами и приёмами съёмки с накамерными вспышками на улице.
Итак, начнём по порядку.
На страницах нашего издания я уже не раз рассказывал о накамерных вспышках Profoto. Все три текущие модели A1, A1X и A10 обладают абсолютно одинаковым корпусом. Существуют модели для камер Canon, Nikon, Sony и Fujifilm. Мощность вспышек, в отличие от собратьев в мире накамерных вспышек, указывается не как ведущее число, а в джоулях, как это принято для «возрослых» студийных приборов. Мощность накамерных вспышек Profoto составляет 76 Дж. И ещё одна характеристика, которая роднит накамерную вспышку Profoto со студийными приборами – это круглая форма головы, которая дает соответствующей формы световое пятно.
В недавнем обзоре, как и в ряде последующих выпусков #ProСвет я рассказывал об обновлённой вспышке A10, которая получила уникальную возможность синхронизации с камерой некоторых смартфонов, в частности, со смартфоном компании Apple. Сегодня мы также протестируем эту возможность, но уже с возможностью использования насадки OCF, однако основную часть съёмки я проведу на камеру Nikon Z7 с объективом Nikkor Z 24-70/2.8.
Синхронизация камеры Z7 и вспышки Profoto A10 в этом тесте осуществлялась при помощи синхронизатора Profoto Connect. Особенности этого синхронизатора таковы, что на нем нет никаких органов управления, настройка параметров происходит через приложение Profoto. Включение синхронизатора осуществляется при помощи поворота корпуса. Есть два режима работы синхронизатора – автоматический и ручной.
Какие насадки?
Адаптер OCF был создан для того, чтобы вы могли использовать свою накамерную вспышку с любыми насадками из этой системы. Список насадок, в который входят как модификаторы жёсткого света, так и мягкого, достаточно широк. Это и софтбоксы разной формы, подходящие под разные задачи и стили съёмки от событийного репортажа до постановочной рекламной фотографии. И рефлекторы, в которых, например, портретная тарелка и снут вообще складные. И конечно же зонты. Да, и также не сто́ит забывать о шторках, цветных фильтрах и сотах с магнитным креплением OCF II. Кстати, о последних, я подробно рассказывал в одном из предыдущих выпусков #ProСвет на примере съёмки кастомных велобайков, обязательно посмотрите это видео, фотографии получились очень интересными.
Полный список поддерживаемых насадок:
Все насадки серии OCF и OCF II одинаково хорошо работают как с адаптером для накамерных вспышек о котором мы сегодня говорим, так и с более мощными аккумуляторными приборами такими как Profoto B10, B10 Plus, B1, B1X и B2. В итоге экосистема Profoto становится ещё более широкой, универсальной и удобной. Важно отметить, что все эти насадки включая даже рефлекторы) достаточно компактные и лёгкие, что оценят все фотографы, снимающие вне студии.
Конструктив Profoto OCF Adapter
Теперь давайте обсудим конструктив. Первое, что важно отметить, что адаптер полностью металлический и очень прочный. Конструкция адаптера построена таким образом, чтобы полностью исключить нагрузку на саму вспышку. Вспышка устанавливается на башмак и крепится собственным зажимом – всё точно так же, как будто вы устанавливаете прибор на камеру. Зажим на башмаке давно зарекомендовал себя как надёжный, поэтому риск уронить вспышку, как мне кажется, сводится к нулю. Однако, для страховки есть специальное страховочное ушко для тросика.
Сам адаптер имеет резьбу для установки на штатив с резьбой 1/4 дюйма, но в комплекте идёт настраиваемое крепление со стандартным слотом для стоек, моноподов и т.д. Точно такое же крепление поставляется со вспышками Profoto B10 и B10 Plus, а также это крепление продаётся отдельно.
Кому-то вертикальный конструктив адаптера может показаться спорным решением, но когда вы держите адаптер с насадкой и вспышкой A10/A1X) в руке, такая конструкция позволяет удобнее контролировать наклон и направление света.
Доступ к зуммированию вспышки удобный, но только в том случае, если не надета большая насадка такая, как, например софтбокс. А вот зуммировать свет за счёт передвижения насадки по самому прибору не получится, такой возможности адаптер не предусматривает. Но это вполне можно понять, иначе пришлось бы сильно увеличить вес и изменить конструктив на менее удобный и надёжный. Так что модифицировать свет в насадке остаётся только при помощи зума само́й вспышки, что далеко не самый худший вариант. Благо использование пилотного света накамерной вспышки позволит настроить его максимально точно.
Важно отметить, что при использовании переходника с магнитной системой крепления фильтров и сот OCF II совместно, например, с октабоксом или стрипбоксом, заполнение насадки светом существенно уменьшается и это необходимо учитывать заранее. Однако всегда можно использовать цветные фильтры серии Clic, разработанные специально для вспышек A серии. Напомню, что сама по себе вспышка A10/A1/A1X уже оснащена магнитным креплением при помощи которого к ней крепятся все насадки серии Clic.
Практическая съёмка
Ну что ж, теперь давайте приступим к съёмке, где я поделюсь с вами своим опытом использования этого адаптера и расскажу несколько интересных приёмов в использовании импульсного света.
Profoto A10, адаптер OCF и портретная тарелка
Начнём с компактной белой портретной тарелки Profoto Beauty Dish White. Её преимущество заключается в том, что она в сложенном состоянии занимает очень мало места, а в собранном состоянии даёт достаточно мягкий свет, который отлично подходит для портретной съёмки. Подобное качество света обусловлено белым, а не серебристым внутренним покрытием, что также напрямую влияет на интенсивность светового потока.
В условиях яркого солнечного освещения использовать эту насадку с надетым внешним рассеивателем идущим в комплекте) в качестве рисующего источника не выйдет, так как попросту не хватит интенсивности. Без рассеивателя интенсивность света увеличивается примерно на одну ступень, но этого также может оказаться недостаточным. В таких ситуациях самый правильный выход это использовать подобный тип освещения в качестве заполняющего света, направляя его непосредственно от камеры. Такой подход позволит не только вытянуть тени на модели, но и подсветить глаза, сделав их более выразительными.
В нашем случае во время съёмки я держал вспышку в руке, что позволило мне чаще менять ракурсы и угол съёмки. При установке вспышки на штатив или стойку, я получил бы возможность отходить от модели дальше снимая ростовые или общие планы), но потерял бы возможность оперативной работы с позами и эмоциями. Сто́ит отметить, что адаптер отлично лежит в руке без каких-то дополнительных приспособлений. А комплект с портретной тарелкой Profoto Beauty Dish White в целом отлично подойдёт для событийной репортажной съёмки за счёт своей компактности и характера света.
Profoto A10, адаптер OCF и рефлектор
Далее я хочу рассмотреть съёмку со стандартным Zoom рефлектором. Эта насадка достаточно редко используется в портретной фотографии, так как жёсткий свет, в принципе, часто пугает фотографов из-за характера светотеневого рисунка. Однако, используя такого плана освещение, очень легко передать эффект солнечного света. А это часто актуально как раз таки в уличных съёмках. Несмотря на то, что в нашем случае, угол солнечного света был небольшим и позволял работать только с ним, он всё же ограничивал нас в фоне. При выборе другого фона мы получили бы некрасиво освещённое лицо модели. И как раз таки в подобной ситуации отлично подойдёт насадка жёсткого света. Да и ко всему прочему дополнительный и естественный свет очень похожи по своему типу, что может лучше восприниматься композиционно.
И снова нельзя не отметить компактность этой системы. Держа вспышку в руке, я, как и в случае с портретной тарелкой, могу быстро подстраиваться и реагировать на движения модели. Также необходимо отметить, что подобные насадки имеют гораздо большую интенсивность света, что позволяет спорить с солнечным светом, или, работая с меньшей мощностью снимать с более высокой скоростью так как вспышка перезаряжается быстрее).
Ещё один вариант в данном случае, это вообще отказаться от использования насадки, тогда мы получим еще более жёсткий свет. Но при работе с жёстким светом сто́ит быть внимательным и критически оценивать освещение, так как оно подходит далеко не всем типам лиц.
Profoto A10, адаптер OCF и софтбокс
Третьей в нашей съёмке насадкой стал Profoto Softbox 2×3 OCF. Эта насадка также очень легко крепится на адаптер и позволяет получить ещё более мягкий и однородный свет с бо́льшим полем покрытия чем портретная тарелка. Однако такой сетап уже потяжелее и снимать на него с руки будет сложновато особенно прекрасному полу). Для того чтобы упростить себе задачу и снизить нагрузку я буду использовать монопод Listolight 70-176 см. Работая с моноподом, я могу по-прежнему легче реагировать на изменения поз модели и менять своё расположение. В принципе, можно использовать не монопод, а стойку со сложенными ногами, но такой сетап будет всё же потяжелее.
Относительно работы с софтбоксом в качестве рисующего освещения важно отметить, что его интенсивность не так высока и снимать выгоднее с теневой стороны локации. Но как вы видите, небо в контровом освещении по-прежнему выглядит красиво.
В конце теста я решил установить адаптер со вспышкой на стойку. Такой сетап позволяет вам более аккуратно настроить свет и работать с разной крупностью портрета, но такой подход лишает вас манёвренности, что, честно говоря, не всегда и нужно.
Съемка c iPhone 12 Pro Max
И конечно же я не мог обойти мимо возможность синхронизации вспышки Profoto A10 с камерой iPhone.
Напомню, синхронизация со вспышками Profoto поддерживается с камерами iPhone начиная с седьмой версии. Помимо Profoto A10, такую возможность дают вспышки Profoto B10 и B10 Plus, а также недавно анонсированный генератор Profoto Pro-11. Съёмка возможна только через фирменное приложение Profoto Camera, однако, доступно сохранение не только в JPEG, но и RAW. С новым адаптером для накамерной вспышки мы получаем невероятную компактность всего сетапа, которая действительно ощущается при съёмке на iPhone. ниже несколько снимков снятых на iPhone 12 Pro Max со вспышкой A10 и различными насадками.
Заключение
В заключение ещё раз хочу отметить, что накамерная вспышка Profoto с использованием адаптера даёт вам большую компактность и манёвренность в работе, что незаменимо для фотографов, снимающих динамичные сцены. Причём неважно работаете ли вы на улице или в помещении, вы можете использовать вспышку как на штативе, стойке или моноподе, так и держать её в руке. В зависимости от идеи съёмки или окружающего освещения вам доступен большой выбор светоформирующих насадок серии Profoto OCF и OCF II, которые, в свою очередь, подходят и к другим мобильным вспышкам компании Profoto, что позволяет комфортно работать во всей экосистеме.
В дополнение хочу отметить, что возможность синхронизации вспышки Profoto A10 с iPhone даёт вам ещё больше возможностей для съёмки, ведь в таком случае компактность выходит на совсем иной уровень! Представьте, как удобно вести съёмку событийного репортажа на телефон, да ещё и в любых условиях освещения. Но необязательно ограничиваться репортажем, как вы видите по снимкам, такой сетап позволит вам создать качественные постановочные портреты, в том числе и коммерческого формата.
источник >>