На этой неделе на WWDC 2021 компания Apple официально анонсировала новую операционную систему iOS 15, с которой будут запущены смартфоны линейки iPhone 13 этой осенью.
...
Китайские источники опубликовали первые концептуальные изображения нового флагманского смартфона Xiaomi Mi 12, который должен быть анонсирован производителем в конце этого год...
Компания HMD Global представила смартфоны Nokia X10 и X20 в апреле, а теперь к выходу готовится новая модель под названием Nokia XR20, которая была замечена в базе данных тест...
Следствием недавней критики пользователей, разгневанных «особенностями» и недоработками глобальной версией прошивки MIUI, стал официальный опросник Xiaomi, в котор...
Хорошая новость для пользователей смартфонов Galaxy A20 и Galaxy A30s в России: компания выпустила обновление Android 11 для этих моделей для российского региона.
Сверхширокоугольный объектив с переменным фокусным расстоянием 11-20 мм для APS-C камер имеет широкое применение в съемке пейзажей, архитектуры, интерьера и даже стрит.
Когда была представлена первая версия объектива 11-20/2.8 в 2014 году, многие приняли новинку как продолжение или даже как обновление объектива 11-16/2.8. В каком-то смысле это верно, ведь наш сегодняшний герой более универсален при такой же высокой светосиле. Тем не менее эти два объектива существуют до сих пор. Всё дело в их разной ценовой категории. Напомню, что 11-16/2.8 также получил обновление и ранее мы опубликовали его большой обзор.
Наш сегодняшний герой Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF это вторая версия объектива, оптическая схема которого осталась полностью прежней. Это 14 элементов в 12 группах, включая три элемента из низкодисперсного стекла и три асферических элемента.
Эта схема неплохо себя зарекомендовала в первой версии. Вообще, Tokina славится своими ультраширокоугольными светосильными зумами. По сути это уникальные объективы, для которых практически не существует аналогов.
Хотя оптическая схема и осталась прежней, внутри всё-таки присутствуют некоторые изменения. И главное – это новый ультразвуковой мотор, который работает, по заявлению производителя, не только быстрее, но и тише, что мы обязательно проверим в наших тестах. Помимо этого, присутствует магнитный GMR-датчик, также увеличивающий скорость и точность автофокуса.
Оптические элементы обладают многослойным просветлением, а также и это тоже нововведение) передняя линза получила новое водоотталкивающее покрытие. Таким образом, даже при съёмке в дождь, капли воды с линзы просто скатываются и не оставляют пятен.
Кстати, объектив обладает хорошей защитой от проникновения влаги и пыли. На байонетном креплении можно наблюдать резиновую вставку, обеспечивающую дополнительную герметичность между корпусом камеры и объективом.
Корпус Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF получил полностью обновлённый внешний вид. Теперь он стал более современным. Почти все детали изготовлены из качественного пластика, а сборка на высоте. Кольцо трансфокатора также пластиковое, но имеет прорезиненое покрытие. Ход плавный, в меру тугой.
А вот кольцо фокусировки выполнено уже из металла, но сверху также имеется прорезиненое покрытие. Применение металла здесь связано с тем, что кольцо фокусировки по совместительству является ещё и переключателем режима работы фокуса. Это особенность многих объективов Tokina, которую в компании называют «Focus Clutch». Для перехода в ручной режим фокуса необходимо сдвинуть кольцо фокусировки на себя и соответственно обратно от себя для перехода в автоматический.
Следует отметить, что если вы привыкли включать ручной фокус через камеру, то здесь это не сработает, вам в любом случае придется сдвинуть кольцо фокусировки на себя.
Также на корпусе присутствует окошко с информацией о текущей дистанции фокусировки в метрах и футах. Минимальная дистанция у atx-i 11-20mm F2.8 всего 0,28 м, что позволяет делать кадры с интересными ракурсами.
В комплекте поставляется лепестковая бленда, которая призвана не только защитить от бликов, но и от повреждений передней линзы.
Хоть это и сверхширокоугольный объектив, у него всё равно есть возможность установки резьбового фильтра, что, несомненно, является плюсом. Однако, диаметр фильтра довольно большой — 82 мм. А как известно, чем больше диаметр фильтра, тем он дороже.
При фокусировке и изменении фокусного расстояния резьбовой фильтр остаётся на месте, что не затрудняет работу, к примеру, с поляризационными или переменными ND-фильтрами.
И главным плюсом для видеооператоров станет внутреннее изменение фокусного расстояния. То есть при зуммировании размеры корпуса atx-i 11-20mm F2.8 не меняются. Соответственно при работе на стедикаме, будь то электронном или механическом, при изменении фокусного расстояния не придётся заново балансировать стабилизатор. На самом деле это очень важная особенность.
И раз уж мы заговорили о работе со стедикамом, то здесь немаловажным могут оказаться размер и вес. Для объектива с такими техническими характеристиками они довольно скромные. Вес приблизительно 550 грамм, а размер 89 на 92 мм. Это характеристики для объектива под байонет Nikkor F, под Canon они будут незначительно больше.
Кстати, тестировать объектив я буду на беззеркальной камере Nikon Z50 с кроп-сенсором. Объектив установлен через фирменный адаптер FTZ, таким образом, управление диафрагмой и автофокус остаются рабочими, как и на зеркальных камерах. Сразу скажу, что отличий в скорости и качестве работы автофокуса абсолютно нет.
Начнём сразу с резкости. Для теста этого аспекта я испольную нашу стандартную миру. Ниже кропы из центра и периферии. Для переключения между семплами используйте меню.
11 мм
Центр
Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
На 11 мм в целом резкость по центру неплохая начиная с открытой диафрагмы. Однако, максимильная резкость достигается в диапазоне f/5,6-11. После f/16 наблюдается снижение резкости по всему полю кадра. Периферия кадра не радует. Но не забываем, что мы говорим о сверхширокоугольном фокусном расстоянии. Любой объектив на таком фокусном будет показывать низкое качество по краю кадра. Максимальная резкость на периферии достигается приблизительно в диапазоне f/8-11. Таким образом, эти значения можно считать рекомендуемыми для нашего объектива, если требуется достичь максимальной резкости по всему полю кадра, к примеру, при съёмке пейзажей или архитектуры.
20 мм
Центр
Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
Качество картинки на фокусном расстоянии 20 мм во многом такое же, как и на широком угле. Однако, центр кадра выглядит более резким. Максимальная резкость по всему полю кадра находится в том же диапазоне апертуры f/8-11.
Три элемента со сверхнизкой дисперсией в оптической схеме нашего героя призваны уменьшить проявление хроматических аберраций. Следует отметить, что ХА для сверхширокоугольного объектива всегда серьёзное испытание. Давайте посмотрим, как справится с ним наш Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF.
Существует два вида хроматических аберраций – продольные и поперечные. Продольные аберрации проявляются по всему полю кадра и постепенно исчезают при закрытии диафрагмы. Поперечные, как правило, проявляются ближе к периферии и не исправляются диафрагмированием.
11 мм
Центр
Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
На фокусном расстоянии 11 мм объектив показывает хроматические аберрации на всём диапазоне апертуры. Приблизительно после f/8 продольные ХА исчезают, а вот поперечные заметны по всему полю кадра и даже по центру. Смотрим, какая ситуация на 20 мм.
20 мм
Центр
Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
Проявление продольных хроматических аберраций меньше. А вот поперечные по-прежнему заметны по всему полю кадра, но уже значительно меньше по центру кадра.
В целом можно заключить, что Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF сильно подвержен влиянию эффекта хроматических аберраций. Однако, следует отметить, что даже автоматика Nikon Z50 успешно снижает эффект для внутрикамерного JPEG. А при проявке изображения в RAW-конвертере можно и вовсе избавится от малейшего намёка на хроматические аберрации.
Для исправления дисторсии в оптической схеме объектива применяются асферические элементы. Здесь их целых три. Смотрим:
Первый снимок — это исходный RAW, второй – скорректированный в Lightroom путём применения встроенного в программу профиля этого объектива.
На 11 мм наблюдается бочкообразная дисторсия, которая, надо сказать, незначительная для сверхширокого угла. Признаюсь честно, я ожидал худшего. Очень хороший результат!
20 мм дают малозаметную бочку. Можно сказать, что здесь практически идеальная геометрия.
При работе на всех фокусных расстояниях эффект виньетирования практически полностью исчезает после f/6.3, что является очень неплохим показателем. И ещё один положительный момент, это довольно слабое проявление эффекта виньетки. Как правило, сверхширокоугольные объективы обладают более заметным виньетированием.
Боке
В объективе установлена 9-лепестковая диафрагма. Безусловно, столь широкий угол никогда не сможет показать красивое боке, тем не менее давайте посмотрим на характер размытия при фокусном расстоянии 20 мм на различных значениях апертуры.
f/2.8
f/3.2
f/3.5
f/4.0
f/4.5
f/5.0
f/5.6
На удивление размытие довольно красивое. Световые блики даже на прикрытой диафрагме обладают формой круга. На практике при съёмке на близкой к минимальной дистанции фокусировки можно достичь довольно интересного эффекта боке.
Попадание света под углом или напрямую в кадр, как правило, для широкоугольных объективов становятся фатальным и значительно портит картинку. Для меня было неким вызовом попытаться поймать блик на Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF. Действительно, этот объектив имеет невероятно классную бликозащиту. Что, в свою очередь, даёт возможность успешно снимать при контровом освещении и не боятся снижения контраста. Результаты ниже, это максимально возможные блики, которые мне удалось получить за всё время тестирования и намеренного поиска «плохих» условий.
Эти аберрации не так важны при съёмке видео, портретов, или крупных планов, а вот при фотосъемке ночного города или звёзд это становится существенным. Этим аберрации выглядят в виде искажения световых точек. Кома проявляется на периферии кадра и исправляется диафрагмированием, а астигматизм по всему полю кадра, кроме центра и на всех значениях апертуры.
11 мм
Центр
Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
Астигматизм полностью отсутствует, а коматические аберрации довольно незначительны для такого широкого угла. Кома полностью исчезает после значения f/8.
20 мм
Центр
Периферия
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
f/22
Поведение такое же – астигматизм не проявляется, а незначительная кома отсутствует уже после f/8.
Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF отлично подойдёт для съёмки ночного города и особенно звёздного неба. Высокая светосила и широкий угол дают возможность снимать звёзды на длинных выдержках. Здесь применяется правило 500 – число 500 делится на фокусное расстояние в эквиваленте для 35-мм камеры и получается необходимая выдержка в секундах для съёмки звёзд без смаза. В нашем случае на максимально широком угле получается выдержка приблизительно 30 секунд, а высокая светосила f/2.8 дают возможность не завышать ISO.
А теперь поговорим про применение этого объектива в видеосъёмке. Безусловно, все те параметры, которые мы протестировали выше также важны и для видеокартинки, однако существуют некоторые качественные показатели важные исключительно для видео. Это два самых распространенных параметра – дыхание фокуса и парфокальность/варифокальность. Вторичным является шум работы от мотора автофокуса, ведь внешний микрофон полностью исключает эту проблему. Тем не менее давайте проверим и этот параметр.
11 мм
20 мм
Первое, на что сразу обращаешь внимание, мотор всё-таки достаточно шумный. При съёмке на этот объектив однозначно нельзя использовать встроенный в камеру микрофон для записи звука. В принципе, я не при каком уровне шумности объектива никогда не советую использовать встроенный микрофон. Как правило, эти микрофоны не обеспечивают приемлемый уровень качества аудиодорожки в любых сценариях работы.
А вот, что порадовало – мотор автофокуса atx-i 11-20mm F2.8 работает довольно цепко и точно. Никаких перефокусировок или промашек нет. К слову, в настройках Nikon Z50 скорость работы автофокуса в этом тесте была установлена в значение «Стандартный». Для ускорения или замедления работы мотора, в настройках камеры можно установить необходимое значение в диапазоне от -5 до +5.
Дыхание
Этот эффект проявляется в виде изменения масштаба изображения при перефокусировке. Кстати, эта проблема может оказаться актуальной не только для видеооператора, но и для фотографа при съёмке со сдвигом фокуса.
И вот тут Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF радует! При перефокусироке с минимальной дистанции на бесконечность происходит изменение масштаба чуть больше 2-х процентов – это очень крутой показатель!
Парфокальность/варифокальность
И совсем редкий параметр, на который мало кто обращает внимание — сдвиг точки фокусировки при изменении фокусного расстояния. Проверим:
При изменении фокусного расстояния с широкого угла на узкий происходит незначительное смещение приблизительно на 1 см. Это будет критично при съёмке на МДФ, но абсолютно незаметно в большинстве сценариев съёмки.
Объектив Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF оставил о себе очень хорошие впечатления. Этот сверхширокоугольный зум-объектив с постоянной светосилой f/2.8 предлагает хорошую резкость, на удивление отличную геометрию и минимальное виньетирование. Он прекрасно справляется со съёмкой при контровом освещении и обладает отличной бликозащитой. Новое покрытие передней линзы позволяет не бояться съёмки в дождь и упрощает чистку.
Ложкой дёгтя оказалось довольно сильное проявление хроматических аберраций, которые придётся корректировать в редакторе. Надо сказать, что сейчас даже на автомате Lightroom довольно неплохо с этим справляется. Коматические аберрации присутствуют также, но они минимальны для такого широкого угла, что дает возможность успешного применения объектива для съемки звездного неба.
Автофокус работает быстро и точно, но мотор всё-таки шумный. Так что при съёмке видео не обойтись без использования внешнего микрофона. А вот минимальное смещение точки фокуса при зуммировании и абсолютно минимальное дыхание фокуса, безусловно, порадуют видеооператора. Такие характеристики как правило, присуще весьма дорогим кинообъективам.
В дополнении ко всему Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF обладает отличной сборкой и качественными материалами корпуса. А защита от воды и пыли дает возможность работать в сложных условиях. Продуманная конструкция корпуса поволяет устанавливать резьбовые фильтры, а также при работе видеооператора со стабилзатором не требует перебалансировки при зуммировании, что очень удобно.
Tokina atx-i 11-20mm F2.8 CF это единственный сверхширокоугольный зум-объектив для APS-C камер с такой светосилой. И в совокупности с перечисленными выше оптическими и физическими характеристиками, этот объектив можно считать лучшим выбором не только для фотографов, снимающих пейзажи, архитектуру или интерьер, но и для видеооператоров.