На этой неделе на WWDC 2021 компания Apple официально анонсировала новую операционную систему iOS 15, с которой будут запущены смартфоны линейки iPhone 13 этой осенью.
...
Китайские источники опубликовали первые концептуальные изображения нового флагманского смартфона Xiaomi Mi 12, который должен быть анонсирован производителем в конце этого год...
Компания HMD Global представила смартфоны Nokia X10 и X20 в апреле, а теперь к выходу готовится новая модель под названием Nokia XR20, которая была замечена в базе данных тест...
Следствием недавней критики пользователей, разгневанных «особенностями» и недоработками глобальной версией прошивки MIUI, стал официальный опросник Xiaomi, в котор...
Хорошая новость для пользователей смартфонов Galaxy A20 и Galaxy A30s в России: компания выпустила обновление Android 11 для этих моделей для российского региона.
Фокусное расстояние 85мм принято считать портретным, однако, съемкой портретов подобные объективы, конечно, не ограничиваются.
На объектив 85мм снимают архитектуру, пейзаж, натюрморты, даже мелкие предметы, если использовать макрокольца. Но почему все-таки больше портретный? Дело в том, что такие объективы обладают высокой светосилой, резкостью и минимальными геометрическими искажениями. Фокусное расстояние 85мм отлично подходит для крупных планов, при этом перспективные искажения абсолютно минимальны, а благодаря размытию фона главный объект легко выделить в кадре. Сегодня у нас на обзоре новый объектив от компании Tokina созданный исключительно для байонета Sony E — Tokina ATX-M 85mm F1.8 FE.
Это первый объектив из новой линейки ATX-M, что расшифровывается как Advanced Technology eXtra Mirrorless/Motif и, как заявляет компания, ориентирована на быстрорастущий рынок беззеркальных камер.
Останется ли это направление исключительно для байонета E, время покажет. Все-таки беззеркальный рынок теперь это не только Sony и мне бы очень хотелось в ближайшем будущем увидеть новые объективы для систем EOS R и Nikon Z.
Первое, что бросается в глаза, когда берешь в руки Tokina ATX-M 85mm F1.8 FE – это его конструктив. Корпус объектива полностью изготовлен из металла и только бленда из пластика. Никакого люфта или слабого крепления мы не заметили. Все это создает ощущение премиальности изделия.
При относительно небольших размерах 93х23×80 мм, объектив обладает внушительным весом в 645 грамм, но тем не менее хорошо сбалансирован и удобен в работе. К сожалению, объектив не обладает защитой от влаги и пыли.
Для байонета Sony E на текущий момент существует три объектива с фокусным расстоянием 85мм и светосилой f/1.8, включая нашего героя обзора. Все три объектива имеют металлический корпус, однако, Tokina весит больше всех. Все дело в том, что здесь установлена передняя линза очень большого диаметра и, как следствие, увеличенный размер всех внутренних оптических элементов. Теоретически это должно положительно отразиться на характере рисунка объектива и резкозти, но об этом поговорим в тестах.
Фокусировочное кольцо электронное с бесконечной прокруткой. Изготовлено полностью из металла, имеет удобное ребрение и довольно тугой ход вращения, что удобно при работе с ручным фокусом в фото, но не при съемке видео. Электронный тип фокусировочного кольца означает отсутствие механического соединения с фокусировочной группой линз, что снимает нагрузку с мотора фокусировки и увеличивает скорость работы. Объектив оснащен бесшумным шаговым мотором ST-M. Фокусировка внутренняя.
Tokina ATX-M 85mm F1.8 FE полностью изготовлен с соблюдением спецификаций Sony. Таким образом, объектив передает в камеру информацию о своем фокусном расстоянии для более эффективной работы матричной стабилизации, о текущей дистанции фокусировки, работает автоматическое увеличение при ручной фокусировке, передается информация для исправления дисторсии и хроматических аберраций. Помимо этого, включение/отключение работы автофокуса происходит через меню камеры, то есть на корпусе объектива нет никаких дополнительных переключателей.
В составе оптической схемы Tokina ATX-M 85mm F1.8 FE 10 элементов в 7 группах. Один элемент
изготовлен из низкодисперсионного стекла, который призван снизить влияние хроматических аберраций. Помимо этого, оптические элементы имеют многослойное просветляющее покрытие, а передний элемент со специальным покрытием Super Low Reflection, для защиты от бликов и загрязнений. Диафрагма состоит из 9 лепестков.
Перейдем от технических характеристик к тестам. Для начала давайте посмотрим, как объектив справляется с дисторсией. Ниже два файла – первый внутрикамерный JPEG, второй RAW, открытый в программе RawDigger.
В чем смысл этого сравнения? Так как объектив передает информацию о себе в камеру, то логично предположить, что должна происходить внутрикамерная коррекция дисторсии. Второй файл, который был открыт RawDigger, был очищен от возможной встроенной информации об исправлении искажений и показывает реальную картину. Таким образом, мы можем наблюдать, что камера действительно исправляет геометрию, однако, идеального исправления все-таки не происходит. Как видно на примерах выше Tokina ATX-M 85mm F1.8 FE обладает незначительной подушкообразной дисторсией.
Протестируем резкость объектива на всех диафрагмах на нашей стандартной таблице, которую мы, как правило, применяем в обзорах объективов.
Центр
Угол
f/1.8
f/2.0
f/2.2
f/2.5
f/2.8
f/3.2
f/3.5
f/4.0
f/4.5
f/5.0
f/5.6
f/6.3
f/7.1
f/8.0
f/9.0
f/10
f/11
f/13
f/14
f/16
По центру кадра объектив резкий уже на максимально открытой диафрагме f/1.8. К краю кадра наблюдается стандартное снижение резкости. Максимальная резкость по всему полю кадра достигается уже на f/3.2. Незначительное снижение резкости под влиянием дифракции наблюдается на f/13-14. Показатели, если честно, меня удивили — объектив очень резкий!
Существует два типа аберраций – продольные и поперечные. Продольные аберрации характерны только для открытых диафрагм, а поперечные проявляются на всех значениях апертуры. Проведем «классический тест» на ветках при контровом свете солнца.
Даже без увеличения заметно значительное проявление этого эффекта. Но все же изучим кропы.
f/1.8
f/2.8
f/4.0
f/6.3
f/8.0
f/11
f/16
К сожалению, объектив показывает не очень хорошие результаты. На f/1.8-4.0 наблюдаются
выраженные хроматические аберрации, которые при дальнейшем диафрагмировании незначительно снижаются, но в итоге не исчезают. Даже на закрытой диафрагме f/16 можно видеть проявление поперечных хроматических аберраций. Так что при съемке на этот объектив не избежать последующего исправления хроматических аберраций в RAW-конвертере.
Передняя линза Tokina ATX-M 85mm F1.8 имеет специальные покрытие Super Low Reflection, которое призвано предотвратить или хотя бы уменьшить проявление паразитных засветок в кадре.
Надо сказать, что объектив действительно обладает очень хорошей защитой от бликов. Мне было довольно сложно найти угол, при котором я бы мог поймать блик – это возможно, но очень сложно. При контровом свете наблюдается снижение контраста только вокруг источника света, остальная часть кадра остается полностью контрастной с созранением правильной цветопередачи.
При дальнейшем закрытии диафрагмы лучи от источника становятся длиннее и приобретают более заметные очертания. Тем не менее объектив показывает очень хорошие результаты, причем съемка велась без бленды, которая идет в комплекте.
Виньетирование
Эффект виньетирования проявляется в виде затемнение в углах кадра и, как правило, полностью исчезает при закрытии диафрагмы.
На максимально открытой диафрагме эффект, безусловно, явно заметен, однако уже на значении f/2.8 затемнение значительно уменьшается и уже на f/4 полностью исчезают. Это очень хороший результат.
Поскольку это в первую очередь портретный объектив, то для него очень важны показателем является характер размытия заднего плана и бликов. Посмотрим как себя ведет объектив на различных диафрагмах.
На f/1.8 блики имеют идеально круглую форму по центру кадра, все благодаря девятилепестковой диафрагме. К краю кадра на f/1.8 заметно незначительное изменение формы. Блики имеют чистое равномерное заполнение цветом, однако ближе к краю кадра, особенно на белых бликах, заметна каемка в виде хроматических аберраций.
Это аберрации, которые проявляются на мелких световых точках в кадре. Коматические аберрации характерны для открытых диафрагм и исчезают при диафрагмировании, а астигматизм обычно проявляется по всему полю кадра. Конечно, эти искажения не так критичны для портретной фотографии, а больше для пейзажей или астрофотографии, что не является основным направлением для этого объектива. Но все же давайте протестируем.
Около центра
Угол
f/1.8
f/2.2
f/3.2
f/4.0
f/5.0
f/6.3
f/8.0
f/10
f/13
f/16
Как видите, объектив полностью не подвержен влиянию комы и астигматизма. Отличный показатель.
Tokina atx-m 85mm f/1.8 FE для видео
Мы живем во времена, когда фотоаппараты должны уметь снимать не только фото, но и видео. Сейчас в этом направлении к современным фотоаппаратам требования очень высоки, но также эти требования есть и к объективам. Кончено, фокусное расстояние 85мм не так востребовано у фильмейкеров, но тем не менее.
Tokina atx-m 85mm f/1.8 FE обладает очень быстрым мотором автофокуса. Фокусировка происходит мгновенно и бесшумно, что очень важно для видео. Теперь давайте посмотрим каково дыхание фокуса у нашего героя.
МДФ / Бесконечность
МДФ / Бесконечность
При изменении дистанции фокусировки с минимальной на бесконечность наблюдается изменение масштаба картинки приблизительно на 20%. Это, конечно, не самый лучший показатель для съемки видео.
Tokina atx-m 85mm f/1.8 FE на практике
В этот раз мы решили поступить немного нестандартно, чтобы сделать обзор еще более интересным. Я дал объектив на несколько дней Паше Молчанову, который, напомню, ведет у нас видеоцикл #ProСвет, чтобы он потестировал объектив в условиях студийной съемки и поделился своими впечатлениями. Итак, далее дословно его впечатления.
Первое, что мне понравилось, это резкость и контраст, которые выдает линза. При правильной настройке параметров экспозиции и баланса белого, цвета, даже в сложных условиях получаются естественными и приятными, переход полутонов также плавный и натуральный. Относительно скорости работы автофокуса у меня не возникло никаких затруднений, хоть и снимались эти портреты от пилотной лампы, включенной даже не на полную мощность. Все фото сделаны на полностью открытой диафрагме, поэтому уровень резкости вы можете сами прекрасно оценить с учетом увеличенного ISO). Также мне пришлось по душе его плавное размытие его вы еще увидите на примерах другой съемки). Не обошлось и без промахов автофокуса, но здесь сложно утверждать о том виноват ли объектив, камера или фотограф, так как все эти снимки были сняты в режиме покадровой фокусировки. Важно отметить, что промахов было немного. На одном снимке можно заметить смаз – он случился от движения самой модели. Остальные фото сделаны при той же выдержке и статичной позе модели выдержка 1/50 секунды, съемка с рук – тут можно оценить, как стабилизация камеры работает с этим объективом). Для тестов использовалась камера Sony A7 III.
Вторая серия снимков была сделана также на полностью открытой диафрагме, но в условиях смешанного освещения. ISO, как и в прошлой серии, находится не на минимальном значении, что также негативно влияет на восприятие резкости. Здесь видны отличные контраст и резкость объекта. При работе со следящим автофокусом по лицу уровень брака по фокусу оказался очень маленьким, ни бэк- ни фронтфокуса я не заметил. При съемке с задним планом хорошо видно размытие, которое дает линза, а также контраст на точечных источниках света. На снимке с газетой становится четко видна резкость по всему полю кадра.
У меня объектив оставил только приятные впечатления, а учитывая его стоимость около $500), можно смело утверждать, что продукт получился превосходный! Вместе с объективом в комплекте поставляется бленда, но ее, как мне кажется, можно было сделать чуть длиннее, чтобы максимально защитить объектив от паразитных засветок. Также, хотелось бы чуть меньшую минимальную дистанцию фокусировки хотя в этой линзе она стандартная для такого фокусного и составляет 80 см). Этот объектив по достоинству оценят фотографы, работающие в портретных жанрах.
В принципе заключение уже получилось – я полностью согласен с тем что высказал Паша. Действительно, объектив получился очень классный. Начиная от внешнего вида, заканчивая качеством работы. Но все же есть одно сильное разочарование – это хроматические аберрации, которые проявляются на всех диафрагмах. Конечно, их довольно легко исправить в RAW-конвертере, но все-таки это вмешательство, которое хотелось бы избежать на постредактировании.
Великолепная резкость, очень красивое чистое боке, отличная защита от бликов, высокое качество сборки. Это достоинства присущие высококлассным дорогим объективам. Так что если вы подбираете портретник для своей полнокадровой беззеркалки Sony, то однозначно стоит присмотреться к этому объективу.