Всем привет! С вами Молчанов Павел и рубрика #ProСвет на PHOTAR.RU. В этом цикле мы рассказываем о работе со студийным светом и светоформирующими насадками.
Сегодня поговорим о, пожалуй, самой распространённой насадке, и это фотозонт. Рассматривать эту тему мы будем используя 2 типа зонтов: белый и серебристый оба на отражение), а так же посмотрим какой эффект создаёт рассеиватель для зонтов. Важно отметить, что работать мы будем с глубокими зонтами Profoto Deep White L и Deep Silver L.
Фотозонты являются одним из самых распространённых светомодификаторов по причине своей относительно небольшой цены, компактности и возможностей управления светом. Я сам достаточно часто снимаю с использованием Deep Silver L, но чаще всего на улице. Эта насадка позволяет мне получить достаточно контрастный и интенсивный свет и даёт возможность “перебить” яркое солнечное освещение. В помещениях я его тоже использую, но уже чаще с рассеивателем для получения более однородного поля света. Итак, давайте посмотрим, какими характеристиками обладают каждый из зонтов:
Фотозонт Profoto Deep White L
Разные положения по спице
- Тип освещения при стандартных условиях использования): мягкий, достаточно контрастный.
- Интенсивность по сравнению со стандартным рефлектором zoom reflector): в максимально выдвинутом положении приблизительно -1 и 1/2 ступени, в среднем положении порядка -1 и 2/5 ступени, в максимально утопленном положении — 1 и 1/3 ступени, с надетым рассеивателем -1 и 4/5 ступени.
- Изменение баланса белого: достаточно значительное в тёплую сторону порядка 800 кельвинов)
- Акцентированность пятна в центре: слабо выражена, однако в максимально утопленном положении появляется более акцентированная граница света и тени, контраст становится чуть выше.
Фотозонт Profoto Deep Silver L
Серебристый зонт — Разные положения по спице
- Тип освещения при стандартных условиях использования): средней мягкости, достаточно контрастный, в максимально утопленном положении становится жёстче.
- Интенсивность по сравнению со стандартным рефлектором zoom reflector): в максимально выдвинутом положении приблизительно -2/3 ступени, в среднем положении порядка + 1/5 ступени, в максимально утопленном положении + 1/10 ступени, с надетым рассеивателем -1 и 2/5 ступени.
- Изменение баланса белого: достаточно значительное в тёплую сторону порядка 1100 кельвинов).
- Акцентированность пятна в центре: в максимально выдвинутом положении пятно света акцентировано, среднее по величине, граница выражена. В среднем положении пятно очень акцентировано, падение экспозиции к краям заметное, плавное. В максимально утопленном положении пятно выражено слабее, но появляется более чёткая тень от границ зонта. С надетым рассеивателем пятно в центре слабо выражено.
Очень важно! Необходимо учитывать окружение в нашем случае студию), в которой ведётся съёмка. Правая стена циклорамы большая и белая, расположена достаточно близко к объекту, что вносит весьма существенные коррективы в контраст. Так что если стены в студии ближе/дальше, светлее/темнее или имеют окрас, то всё это будет влиять на светотеневой рисунок. Пренебрегать этим совсем не стоит, а гораздо лучше использовать это себе во благо!
Съемка с фотозонтом
Теперь давайте посмотрим, как ведёт себя эта насадка в съёмке модели.
Profoto Deep White L
Максимально выдвинутое положение
Среднее положение
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
Максимально утопленное положение
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
С использованием дифьюзера
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
Как видите, изменения достаточно небольшие. Этот зонт прекрасно подойдёт как для съёмки крупных планов, так и для ростовых и даже групповых портретов. Освещение, получаемое с его помощью, достаточно мягкое и умеренное по контрасту, что позволяет использовать его в съёмках абсолютно любых типов лиц. Также подобный свет по достоинству оценят фотографы снимающие каталоги одежды. Ещё одной важной особенностью является то, что подобный тип насадок сильно поглощает свет так как достаточно сильно его смягчает и рассеивает), что может привести к сильному увеличению мощности прибора, а соответственно к падению интенсивности съёмки и увеличению длительности импульса. Также, при съёмке на улице в условиях яркого освещения, стандартной мощности в 500 Дж может не хватить для достаточного освещения модели в рост.
Profoto Deep Silver L
Максимально выдвинутое положение
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
Среднее положение
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
Максимально утопленное положение
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
С использованием дифьюзера
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
-
© Павел Молчанов
С серебряным зонтом ситуация уже совсем другая. В зависимости от положения прибора по спице мы получаем очень разную интенсивность света и акцентированность пятна в центре. Подобная характеристика предполагает более продуманный подход к выстраиванию световой схемы. Освещение, которое отдаёт серебряный зонт, можно также отлично использовать в портретной и фэшн-фотографии, но стоит быть более внимательными к однородности света в ростовых портретах, а также излишний контраст может подходить не ко всем типам лиц. Однако, из сильной интенсивности света можно вынести один очень важный положительный момент – возможность снимать на меньших значениях мощности что даёт большую скорость перезарядки и более короткий импульс). Кроме этого, мы можем использовать эту насадку чтобы “поспорить” с солнечным светом. Использование рассеивателя позволяет дополнительно смягчить тени и получить более однородное освещение, но всё же его сложно сравнить с однородностью белого зонта.
Работа с “верхним светом” позволяет получить отличный контраст и равномерность освещения. Однако для более удобной работы лучше использовать журавль или экстеншн. Важно отметить, что для работы с таким типом света рассеиватель будет практически необходим особенно при использовании серебристого зонта), так как он рассеет прямой жёсткий свет от вспышки.
Ошибки при работе с фотозонтами
Основной ошибкой при работе с зонтами особенно с сребристыми) является неправильно сфокусированное пятно, и, как следствие, сильная неоднородность освещения объекта. Также при использовании накамерных вспышек с зонтом неправильно выбранный угол рассеивания ведёт к частичной засветке площади зонта, и как результат достаточно жёсткому и неэстетичному свету особенно в портретной съёмке). Для работы с накамерными вспышками я рекомендовал бы использовать белые зонты.
Заключение
В заключение ещё раз хочу отметить удобство работы с зонтами, тем более, учитывая их светотеневые возможности и особенности. Сто́ит добавить, что в зависимости от размера, количества спиц и глубины зонта его светотеневой рисунок будет очень отличаться. Также необходимо изучить все положения прибора по спице, отметив для себя их характеристики мощности, контраста и светового поля.
источник >>