Художник Спенсер Туник Spencer Tunick) прославился тем, что с 1992 года документирует живую обнаженную натуру на публике при помощи фотографии и видео создавая невероятно масштабные инсталляции из людей.
С 1994 года фотограф организовал более 100 временных инсталляций, связанных с местами, которые охватывают десятки, сотни или тысячи добровольцев. Его фотографии являются так называемым документом этих событий.
На этих инсталляциях люди собираются в огромные скопища, они абсолютно без одежды, сгруппированы вместе, а благодаря Спенсеру трансформируются в единую новую форму. Обнаженные тела будто сливаются с ландшафтом и на нем, оживают будто какая-то субстанция.
Фотограф ставит сцены, в которых отражена битва природы против культуры. Его инсталляции простираются от гражданского центра США до песчаной бури в пустыне, люди в его работах возвращаются к доиндустриальному состоянию существования, существовавшему до всего сущего. Фотограф отмечает, что в его инсталляциях совершенно нет и намека на сексуальность, чаще всего это абстракции, которые бросают вызов или меняют представление о наготе и частной жизни. Работа также касается сложной проблемы презентации искусства в постоянных или временных общественных местах.
Работа Спенсера Туника может помочь определить или, по крайней мере, прояснить социальные, политические и правовые вопросы, связанные с искусством в общественной сфере. С 1994 года Туник был арестован 5 раз при попытке работать на открытом воздухе, в том числе 3 раза в Нью-Йорке. Вскоре после своего третьего ареста в Нью-Йорке на Таймс-сквер и решимости создавать свои работы на улицах, художник подал иск в федеральный закон о гражданских правах против города, чтобы защитить себя и своих участников от будущих арестов. В мае 2000 года Второй окружной суд США встал на сторону Туника, признав, что его работа защищена Первой поправкой к Конституции США. 3 июня того же года, в ответ на последнюю апелляцию города судье Рут Бейдер Гинзбург и суду в целом, Верховный суд США также вынес решение в пользу Туника, вернув дело обратно, разрешив художнику свободно организовывать свои работы на улицах Нью-Йорка.
Его последние инсталляции были развернуты на XXV Биеннале в Сан-Паулу, Бразилия 2002); Institut Cultura, Барселона 2003 г.); Галерея Саатчи 2003); MOCA Cleveland 2004 г.); Венский Кунстхалле 2008 г.), а также на территории Музея современного искусства МАМБО, Богота 2016 г.). Кроме того, недавно была инсталляция, связанная с пандемией и в ней также приняли участие тысячи граждан.
Что мне нравится в вашей работе, и что меня больше всего поражает, так это то, что многим людям нужно личное пространство. Они не хотят, чтобы к ним прикасались незнакомцы, по крайней мере, в Северной Америке. Воодушевлять незнакомцев раздеться и быть близко друг к другу позволять их телам соприкасаться таким образом — невероятная вещь. Как вам это удается?
Спенсер Туник: некоторые из моих работ, которые я создавал в прошлом, были еще более близкие, люди лежали прямо рука к руке, нога к ноге, при этом незнакомцы не касаются интимными частями тела. Не то чтобы ваши половые органы недружелюбны. Просто это не главное.
Я думаю, что на моих съёмках происходит то, что я зову единым организмом, и на это очень интересно смотреть. Некоторые из моих самых запоминающихся работ — это когда тела расположены очень близко друг к другу, образуя море плоти, в отличие от песка или тротуара между телами.
Для работы, которую я выполняю в проекте Burning Man, люди будут носить полупрозрачную ткань поверх своего тела, и они не будут касаться друг друга, поэтому этот проект немного отличается.
На вашем веб-сайте есть раздел, в котором участники могут подать заявку на размещение ваших фотографий. У вас есть определенный тип телосложения, который вы ищете?
Спенсер Туник: Любой тип телосложения мне подходит. У нас есть инсталляции с невероятно большими людьми и даже очень худыми женщинами и мужчинами. А также у нас участвуют и европейцы, и азиаты, а также афроамериканцы. У нас большой контингент самых разных людей. Причина, по которой я пытаюсь зарегистрировать людей в этом году, заключается в том, что эта ткань, которая у нас есть, очень дорогая, даже несмотря на то, что мы купили ее здесь, в Мексике. Это очень тонкая ткань, которую можно увидеть в окне отеля, она может рассеивать свет, а не блокировать его. Это либо нейлон, либо полиэстер, и он невероятно тонкий, поэтому под тканью он выглядит как чей-то дух или призрак. Люди будут обнаженными под тканью, но они не будут полностью обнаженными.
Burning Man, вероятно, единственное место, где не нужно убеждать людей раздеться.
Спенсер Туник: О, да я согласен с вами. Обычно в моих прошлых проектах никогда не было ограничений на то, сколько людей нам нужно. Мы берем столько людей, сколько могут прийти. Но для этого проекта у нас нет просто столько ткани. Но несмотря на то, что у нас есть предел, для меня механизм сбора людей должен быть другим. Я пытаюсь побудить людей сделать еще один шаг для регистрации, чтобы они действительно заинтересовались, отправив по электронной почте свои фотографии.
Это всего лишь еще один шаг, который они должны сделать, и для меня это больше показатель преданности делу, чтобы у них на самом деле было больше шансов появиться, чтобы мы могли более точно рассчитывать цифры. С учетом сказанного, мы пока ничего не сделали, чтобы привлечь внимание общественности, кроме публикации в их списке мероприятий с сотнями и сотнями других проектов, так что мы как бы потерялись в этой смеси.
Должны ли люди прийти в определенное время или вы просто ждёте пока соберётся нужная толпая?
Спенсер Туник: Нам определенно нужны люди. У них будет невероятное утро. В пять утра они не голые, это как раз то время, когда они приходят. Они обнажены прямо перед тем, как солнце коснется горизонта и когда теплое солнце коснется их тел. Эта причина, по которой я делаю это на рассвете. Здесь большинство людей из Burning Man спят, пока я работаю.
Получают ли участники свою копию фотографий?
Спенсер Туник: Все участники получают свои копии, бесплатное произведение искусства, которое я отправляю им по почте. Это здорово, продайте его на eBay и купите себе билеты на следующий год.
У вас так много людей, которые хотят быть на ваших фотографиях, что вам не нужно их выслеживать. Вы должно быть получаете сотни запросов.
Спенсер Туник: для моих индивидуальных портретов я все еще ищу интересную внешность, которая соответствовала бы моей идее, над которой я работаю. Я скажу так, для моих групповых проектов очень сложно раздеть людей в Германии и в Швейцарии. В Лондоне и во всех частях Англии очень сложно раздеть людей. А вот раздеть людей в Австралии несложно. В Латинской Америке и Южной Америке это также несложно.
Это действительно зависит от страны. Это большая работа. В некоторых европейских странах, даже если вы думаете, что европейцы привыкли ходить на пляж обнаженными и загорать, участие в художественном произведении иногда является совершенно другим мышлением. Я уже какое-то время не делал ни одного снимка в Соединенных Штатах. Будет интересно посмотреть, как буду работать я в большом городе, какова будет явка.
Канада для обнажения – это не проблема. В Канаде все хотят раздеться.
Как вы думаете, почему люди хотят быть на ваших фотографиях?
Спенсер Туник: Я думаю, что быть обнаженным в моей группе — это великий уравнитель. Я думаю, это заставляет вас чувствовать себя лучше и вашу связь с землей и другими людьми. Это прекрасное чувство. Я должен сказать, что, если мне позируют тысяча человек, может быть, одному человеку это не понравится, потому что он не сможет найти свою одежду после этого. Но в конце концов они находят свою одежду.
Процесс создания очень демократичный, и мы стараемся включать, а не исключать. В мире современного искусства все сводится к покупке и денежной оценке, и нечасто кто-то получает подарок от художника. Приятно, что у людей появляются коллекции моих фотографий. Некоторые люди позировали мне несколько раз, и у них есть небольшая галерея моих работ на стене. Приятно иметь возможность отдать что-то бесплатно.
Я занимаюсь этим с самого начала. Это было время, когда я работал всего со 100 человек на улицах Нью-Йорка, а затем месяц спустя встретился в баре под названием Max Fish с некоторыми из них и вручил им все отпечатки в обмен на позирование и небольшую вечеринку. Даже когда я работал с 18 000 человек в Мехико, три месяца спустя, они получили свои отпечатки. Итак, всего у меня в домах более 100 000 произведений искусства, и все они — подарки. Это очень вдохновляет!
Недавно одна из этих фотографий размером восемь на десять дюймов была выставлена на аукционе Phillips Contemporary Art Auctions кем-то, кто позировал со своим мужем в Швейцарии. Фотография ушла с аукциона за 7000 долларов США. Это редкость, но это не только подарок, но и возможность получить свое небольшое вложение. Раньше я обменивал свои маленькие контактные данные в барах Нью-Йорка на напитки. Теперь мои маленькие контрольные листы можно купить на моем сайте, как целую бутылку.
Я уверен, что многие фотографы и художники были вдохновлены вашей работой. Многие люди снимаются в обнаженном виде, но на самом деле никто не делает это так, как вы.
Спенсер Туник: теперь, если вы посмотрите на обнаженные тела в Интернете, всегда найдется какой-нибудь фотограф, снимающий обнаженную натуру на улице или где-нибудь в общественных местах. Когда я только начал это делать, я не думал, что кто-то делал что-то подобное как и я. Может быть, в репертуаре произведений они могли бы выйти на улицу и сняться обнаженными. Я просто говорю гипотетически. Так что никто не работал постоянно на улице, по крайней мере, в Нью-Йорке. Может, один или два человека. Теперь все это делают.
Всякий раз, когда я смотрю на работы фотографа, если на них есть обнаженные тела, я вижу обнаженные тела публично. Я говорю о людях. Что касается групповой работы, то до меня был Яёи Кусама, который делал групповые работы публично, может быть, с шестью или семью людьми. Кэрол Шнееманн, великая художница-феминистка 60-х годов, у нее были публичные работы на природе с обнаженными людьми. Когда я начал этим заниматься, я не знал никого, кто бы занимался большими группами людей. Думаю, в то же время Ванесса Бикрофт начала снимать группы людей в одежде, но не обнаженных. Она начала сниматься в обнаженном виде через год или два после меня. Она делает это годами. Есть великий художник Сантьяго Сьерра, который работает с группами и телом. Другое дело Япония, там много людей, которые снимаются в групповых обнаженных телах, которые более откровенно сексуальны, может быть так, что 500 человек будут занимаются сексом в большом помещении.
У меня есть конкретное видение, и мне нравятся результаты того, что я делаю. Меня это до сих пор волнует. Я все еще думаю, что, когда я делаю свою работу за рубежом, где я не делал этого раньше, это все еще потрясает город, в котором я работаю, и переворачивает его с ног на голову, и меняет образ мышления в городе как минимум на неделю. Мне по-прежнему нравится, как эта работа влияет на людей в зарубежных странах. Вот почему моя следующая работа будет в Южной Америке, а еще, Канарские острова снова проявили интерес к моей работе. Посмотрим, что будет.
Расскажите о фестивале La Calaca.
Спенсер Туник: Я сотрудничал с музыкантом и художником по имени Джозеф Артур. Я привел к нему своих друзей — 15 человек, включая мою жену, и они выкрасили себя в белый цвет, а затем он сделал свой фирменный стиль бодиарта на их телах. Я распечатал фотографии на холсте и вернул их ему, и он снова перекрасил фотографии. Работы получились потрясающие.
У нас есть целая выставка нашего сотрудничества. Он один из немногих художников, которые могут рисовать и играть музыку одновременно. Он делает это время от времени. С этим трудно смириться, но он настоящий.
Фестиваль La Calaca прошел в прошлом году, и мой проект состоял в том, чтобы превратить людей в духов и покрыть их этими прозрачными простынями. Мой проект Desert Spirits в Burning Man переносит мою серию La Calaca в Burning Man, так что это San Miguel de Allende, фестиваль La Calaca в Burning Man. Надеюсь, люди, которые посещают Burning Man, однажды смогут посетить Сан-Мигель-де-Альенде и приехать на фестиваль Ла-Калака во время Дня мертвых, потому что это просто потрясающе. Это город на стероидах, и он такой красивый. Многие горожане приезжают в Сан-Мигель-де-Альенде и живут здесь.
Это четырехсотлетний город, окруженный природными горячими источниками, которые берут начало в хрустальных породах, и вы отдыхаете днем и пьете текилу всю ночь. Мы сейчас проводим здесь лето. Дети заканчивают школу в Нью-Йорке, и мы направляемся прямо сюда. Летом здесь можно жить с детьми – это дешевле, чем в Нью-Йорке.
Сколько лет вашим детям сейчас? Они приходят к вам на съемки?
Спенсер Туник: Шесть и восемь. Да, безусловно, им нравится моя работа. Они стараются забрать все мои открытки. Дети просто видят всех этих людей на открытках обнаженными и думают, что они феи.
К вам обращались какие-либо корпорации по поводу коммерческой работы?
Спенсер Туник: да, да, у меня были Dove Soap, Vaseline, Diesel Jeans, Lipton Iced Tea, Virgin Mobile и Microsoft, и я всем им отказал. Иногда мы с женой ложимся ночью в постель и говорим: «Мы могли бы стать богатыми!» Я просто не могу продать себя им. Мои работы настолько узнаваемы, что я просто не могу быть художником, который создает большой символ для CBS или чего-то еще.
Вы понимаете, о чем я, это отвлекло бы мое сердце от работы. Хотя есть художники, которые намного более авторитетны, чем я, которые занимаются коммерческой работой, современные художники, они могут прятаться за этим, их стиль не проявляется так сильно, как мой. Так что они могут делать это, быть успешными коммерческими фотографами и быть в мире искусства. Мне просто трудно делать это и чувствовать себя хорошо.
Вы начали делиться своими работами, чтобы привлечь внимание к определенным проблеемам?
Спенсер Туник: Я проделал работу по повышению осведомленности о ВИЧ: я сфотографировал 80 ВИЧ-положительных людей, всех их вместе в закусочной, где у владельца был счетчик Т-лимфоцитов на доске в ресторане, потому что он был ВИЧ-положительным. Его зовут Флоран Морелле. На самом деле есть документальный фильм о нем и его закусочной «Флоран», где в конце 80-х и 90-х годах собирались многие геи и лесбиянки. Я это сделал.
Затем Гринпис обратился ко мне с просьбой сделать работу, которая была для них не столько рекламой, сколько моей работой, и они предоставили мне невероятные инструменты для работы на леднике с альпинистами. Я мог делать все, что захочу, и они просто хотели, чтобы люди, позирующие думали о хрупкости самого большого ледника в Европе и о том, как он тает с невероятной скоростью. Они хотели послать какую-то прессу, чтобы осветить создание моего искусства и прикрепить к нему сообщение, но не само искусство, а просто процесс его создания. Так что это было очень замечательно — иметь возможность послать сообщение, сделать мою работу бескомпромиссной и работать в этом невероятном естественном месте швейцарских Альп. Это здорово, когда ваша работа может выходить за рамки просто корысти и вдохновлять на очень важное сообщение.
Сколько раз вы снимались в Burning Man?
Спенсер Туник: это будет мой четвертый раз. Моя первая работа была в 1997 году, вторая — в 1999 году, а третья — в 2000 году. С тех пор население увеличилось втрое, так что будет интересно посмотреть, на что это похоже. Мне больше всего интересно видеть людей. Я считаю, что это лучшее искусство в Burning Man. Я очень надеюсь увидеть визуально все это и надеюсь, что мне он понравится так же, как и в 2000 году.
Спасибо, Спенсер. Для меня было честью поговорить с вами.
Еще больше работ автора на персональном сайте фотографа и его Instagram.
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
фотограф: Spencer Tunick
,
источник >>