Беззеркальные камеры в ретростиле с механическими органами управления прочно занимают свою нишу.
Компания Fujifilm, казалось, уже забыла про линейку X-E – предыдущее поколение было выпущено почти четыре года назад. Но в начале 2021 года нас ожидало радостное событие, компания представила Fujifilm X-E4. Новинка получила современные возможности и обновлённый дизайн. В этом обзоре мы подробно познакомимся с Fujifilm X-E4, детально протестируем её возможности, а также протестируем новенький объектив Fujinon XF 27mm F/2.8 R WR. Поехали!
Fujifilm X-E4 во многом позаимствовала характеристики весьма удачной камеры X-S10, о которой мы с Пашей подробно рассказывали в предыдущем обзоре. Если X-S10 это нечто новое для компании, то X-E4 является наследником стиля, который всё же больше характерен для производителя. Пожалуй, главным техническим отличием от X-S10 является отсутствие матричного стабилизатора, благодаря чему камера обладает более бюджетным ценником.
Как и X-S10, и X-T30, новинка оснащена 26-мегапиксельным сенсором X-Trans CMOS 4 и процессором X-Processor 4. Диапазон ISO 160-12800 и расширенный 80-51200. Автофокус также не отличается – гибридный, 425 точек, детекция по лицу и глазам. К слову, такими же характеристиками обладают и камеры более высокого уровня, такие как X-T4 и X-Pro3. Но главным отличием от всех камер является механизм откидного дисплея, который позволяет поднять дисплей вверх и удобно снимать селфи.
Давайте более детально сравним характеристика четырёх камер, чтобы более точно понять положение X-E4 в семействе камер Fuji.
Технические характеристики Fujifilm X-E4
X-E4
X-S10
X-T4
X-T30
Матрица
26,1 МП, APS-C, X-Trans BSI CMOS 4
26,1 МП, APS-C, X-Trans BSI CMOS 4
26,1 МП, APS-C, X-Trans BSI CMOS 4
26,1 МП, APS-C, X-Trans BSI CMOS 4
Процессор
X-Processor 4
X-Processor 4
X-Processor 4
X-Processor 4
Стабилизация
Нет. Оптическая в объективе.
Матричная, пятиосевая. Эффективность до 6 ступеней.
Матричная, пятиосевая. Эффективность до 6,5 ступеней.
Нет. Оптическая в объективе.
Автофокус
Гибридный, 425 точек
Гибридный, 425 точек
Гибридный, 425 точек
Гибридный, 425 точек
Серийная съемка
8к/с с механическим затвором, до 30к/с с электронным
8к/с с механическим затвором, до 30к/с с электронным
15к/с с механическим затвором, до 30к/с с электронным
8к/с с механическим затвором, до 30к/с с электронным
Буфер
18 RAW
18 RAW
35 RAW
18 RAW
Выдержка
15-1/4000, синхронизация 1/180
15-1/4000, синхронизация 1/180
15-1/8000, синхронизация 1/250
15-1/4000, синхронизация 1/180
ISO
160–12800 с расширением до 80–51200
160–12800 с расширением до 80–51200
160–12800 с расширением до 80–51200
160–12800 с расширением до 80–51200
Видео
3840 x 2160 4K UHD) 30fps до 30 минут; Замедленная 1920 x 1080; 240fps
3840 x 2160 4K UHD) 30fps до 30 минут; Замедленная 1920 x 1080; 240fps
4096×2160 4K UHD) 60 fps до 20 минут, 4096×2160 4K UHD) при 30 fps до 30 минут. Замедленная 1920 x 1080; 240fps
3840 x 2160 4K UHD) 30fps до 10 минут; Замедленная 1920 x 1080; 120fps
Сжатие видео
Long GOP
Long GOP
All Intra
Long GOP
Доп. возможности видео
F-log на карту. Вывод на HDMI рекордер 10bit, 4.2.2.
F-log на карту. Вывод на HDMI рекордер 10bit, 4.2.2.
10bit, 4.2.0, F-log на карту, 4.2.2 на внешний рекордер
F-log на карту. Вывод на HDMI рекордер 10bit, 4.2.2.
Видоискатель
OLED 2,36 млн точек
OLED 2,36 млн точек
OLED 3,69 млн точек
OLED 2,36 млн точек
Монитор
3-дюймовый 1,62 млн точек, Наклонный
3-дюймовый 1,04 млн точек. Поворотный
3-дюймовый 1,62 млн точек, Поворотный
3-дюймовый 1,04 млн точек. Наклонный
Разъемы
HDMI micro, USB Type C, микрофонный вход 3.5mm
HDMI micro, USB Type C, микрофонный вход 3.5mm
HDMI micro, USB Type C, микрофонный вход 3.5mm, 2,5-мм разъём дистанционного пульта
HDMI micro, USB Type C, микрофонный вход 2.5mm
Карты памяти
UHS- I
UHS- I
2x UHS- II
UHS- I
Батарея
NP-W126S, до 460 кадров
NP-W126S, до 325 кадров
NP-W235, до 600 кадров
NP-W126S, до 380 кадров
Размеры
121.3 Ш) × 72.9 В) × 32.7 Г)
126,0 Ш) × 85,1 В) × 65,4 Г)
134,6 Ш) × 92,8 В) × 63,8 Г)
118,4 Ш) × 82,8 В) × 46,8 Г)
Защита от пыли и влаги
Нет
Нет
Да
Нет
Вес
364
465 г
607 г
383 г
Стоимость body)
76990
85990
132990
69990
Как видите, X-E4 обладает рядом преимуществ перед X-T30 – это увеличенное время записи видео 4K, 240 кадров FHD, стандартный 3.5-мм вход для микрофона, более качественный дисплей. Как ни странно, X-E4 получил более качественный дисплей, чем у более дорого́й X-S10. А также, напомню, что X-E4 не оснащена матричной стабилизацией.
В остальном больше никаких технических различий между X-S10 и нашим героем нет. А если сравнивать с X-T4, то лицо явные преимущества по всем фронтам, чего и следовало ожидать, всё-таки это флагман.
Внешний вид Fujifilm X-E4
Камера X-E4 получила обновлённый дизайн. Выглядит она очень круто! По сравнению с X-E3 это более современный минималистичный и в то же время классический дизайн. Органов управления стало меньше. Теперь корпус полностью плоский без каких-либо выступов для удобного хвата. Надо сказать, что с камерой не очень удобно работать, но это классический дизайн дальномерной камеры. Если вы хотите выглядеть стильно, то надо чем-то жертвовать.
Кстати, вместе с анонсом камеры производитель представил ряд аксессуаров, для удобства работы. Среди них дополнительный хват MHG-XE4, упор для большого пальца TR-XE4 и кожаный чехол BLC-XE4.
Качество сборки и материалов на высоте, здесь придраться не к чему. Корпус не обладает защитой от пыли и влаги, так что в путешествиях следует быть аккуратнее. К слову, из всех камер Fuji, которые я приводил в сравнении, лишь топовая X-T4 обладает подобной защитой.
Реализация механизма откидного дисплея, на мой взгляд, очень удачная. Если сравнивать с тем же Nikon Z50, то там дисплей также откидывается на 180 градусов, однако в этом случае он оказывается снизу, что исключает возможность использования монопода или штатива. Дисплей X-E4 при повороте на 180 градусов оказывается вверху, таким образом, есть возможность использовать штатив, да и удержание в руке значительно удобнее. Дисплей яркий, се́нсорные функции отзывчивые, в целом претензии и замечаний к его работе нет.
На верхней панели X-E4 расположился горячий башмак, диски управления выдержкой и компенсацией экспозиции, две функциональных кнопки, спусковая кнопка и рычажок питания.
Диск компенсации экспозиции имеет всего три ступени, но в положении C включает регулировку передним колесом и увеличивает количество ступеней компенсации до 5.
Выдержка регулируется физическим диском по стопам. Между стопами регулировка по 1/3 ступени выдержки происходит при помощи переднего колеса. По-классике для камер Fuji, есть выдержки 1/48 и 1/96, чтобы соответствовать правилу 180 градусов при съёмке видео с частотой 24 кадра в секунду.
На верхней панели присутствует две программируемых кнопки. Одна имеет обозначение Q, нажатие на неё запускает быстрое меню, список пунктов этого мену можно изменить, что весьма удобно.
Вторая кнопка без обозначения, по умолчанию отвечает за регулировку ISO. Функции также можно переназначить.
На передней панели расположен диск управления. По умолчанию сюда назначено управление выдержкой, диафрагмой и компенсацией экспозиции. Переключение между функциями происходит нажатием на диск. Поскольку в нашем случае был объектив с отдельным кольцом регулировки диафрагмы, то управление апертурой на диске не работает и я переназначил на управление значением ISO. Долгое нажатие на диск запускает меню настройки функции диска.
Не задней панели по сравнению с предыдущей моделью количество органов управления стало меньше.
Кнопка DRIVE/DELETE отвечает за режим работы спуска. Здесь есть высокоскоростная серийная съёмка, медленная серийная съёмка, брекетинг по ISO, по балансу белого, и дополнительные четыре вида брекетинга с автоматической экспозицией, моделирование плёнки, динамический диапазон и фокус). А также в этом меню есть HDR-режим, панорама, мультиэкспозиция и режим работы с цифровыми фильтрами. Как видите, дополнительных режимов множество под любые запросы.
Следует отметить, что здесь нет отдельного переключается фото/видео. Переход в режим записи видео по умолчанию осуществляется через меню по нажатию кнопки DRIVE/DELETE, надо сказать это совсем неудобно, если вы часто записываете видео. Для удобства я назначил кнопку старта записи видео на верхнюю функциональную кнопку которая без обозначения), что и вам рекомендую. Однако, чтобы было доступно быстрое меню Q в режиме видео с соответствующими пунктами, всё же не избежать переключения фотоаппарата в режим записи видео через меню DRIVE/DELETE.
Также можно перепрограммировать назначение кнопки AEL/AFL. Помимо прочего, можно назначить функции на свайпы по экрану вверх/вниз/вправо/влево.
Таким образом, мы имеем целых 8 программируемых органов управления, что надо сказать немало для столь компактного фотоаппарата.
Видоискатель маленький, но работать с ним удобно. Например, с видоискателем X-S10 мне было работать не так комфортно, хотя размеры их одинаковые. Регулятор диоптрий также как в X-S10 легко задеть и сбить установку.
На левой панели расположился отсек с разъёмами. Здесь Mini-HDMI, USB-C и вход для микрофона.
Есть питание через USB во время работы – если не работает, проверьте пункт «Настройка питания USB» в меню «Настройка соединения», он должен быть включён. К слову, как и в случае с X-S10 в комплекте нет зарядного устройства. Зарядка осуществляется внутри камеры по USB при помощи любого USB-адаптера от смартфона либо при подключении к компьютеру. Заявленный ресурс работы батареи выше, чем у X-S10 – 460 против 325 кадров, связано это с отсутствием матричной стабилизации.
В комплекте поставляется переходник USB-C для наушников. Однако если использовать этот разъём для питания, во время записи видео, то мы теряем мониторинг. В этом случае спасают микрофоны, которые обладают собственным выходом для наушников. В моём случае я использовал радиопетлички Saramonic Blink500 Pro.
На нижней части камеры отсек аккумуляторной батареи и здесь же находится слот для карт памяти SD UHS-I.
Тестирование Fujifilm X-E4
Давайте для начала проанализируем возможности динамического диапазона матрицы Fujifilm X-E4. Тестирование производилось на цветовой мишени DataColor. Снимки были недодержаны/передержаны и далее экспозиция была скомпенсирована в RAW-конвертере на соответствующее количество ступеней.
-1EV
-2EV
Вытягивание 1-2х ступеней не приводит к появлению шумов, это вполне рабочий запас.
-3EV
И даже три ступени в тенях можно считать рабочим запасом. А вот дальше уже начинает появляться шум.
-4EV
-5EV
При вытягивании пяти ступеней мы получаем уже цветной шум как в тенях, так и в светах, общая детализация картинки теряется.
+1EV
Пересвет в одну ступень не проблема для этой матрицы, качество отличное. А вот уже две ступени дают некоторую потерю полутонов. В определённых случаях этот запас всё ещё можно использовать на практике.
+2EV
+3EV
+4EV
Пересвет в 3-4 ступени показывает заметную потерю полутонов. Новые детали уже не появляются.
Таким образом, мы имеем запас в тенях около четырёх ступеней и почти две ступени в светах. Отличный показатель!
Все камеры Fujifilm X обладают функцией усиленного динамического диапазона. Однако, как я рассказывал подробно в предыдущем обзоре X-S10, это лишь программная функция и её применение, на мой взгляд, не совсем целесообразно. Тем не менее для тех, кто хочет сразу получить готовый JPEG и не заморачиваться на посте, эта функция может быть полезна. В дополнение к этому в камере есть тонкая работа с тоном теней и светов. Таким образом вы можете полностью исключить этап обработки при создании фотографий.
ISO
По классике я провёл синтетический тест шумности матрицы, чтобы сравнить её с другими представителями рынка.
X-E4 vs X-T4:
Тест показывает полное соответствие показателей с флагманской X-T-4.
X-E4 vs X-S10:
То же самое – показатели одинаковые. Всё просто, эти три камеры, как и некоторые другие камеры Fujifilm, построены на одинаковой платформе, так что результаты полностью предсказуемые.
Теперь давайте сравним с синтетическим тестом кроп-камеры Nikon Z50 наш обзор).
X-E4 vs Z50:
Наблюдается практически одинаковое поведение до значения ISO3200, а уже выше X-E4 показывает незначительное преимущество перед своим оппонентом. Напомню, Z50 обладает максимальным значением ISO 204800. Следует отметить, что преимущество на графике лишь техническое, на практике разницы вы не заметите.
Давайте теперь посмотрим на реальную картинку на примере всё той же цветной мишени DataColor.
80
100
125
160
200
250
320
400
500
Первый монохромный цифровой шум появляется на значениях ISO400-500, что абсолютно не влияет на детализацию картинки.
640
800
1000
1250
1600
2000
2500
3200
4000
5000
6400
ISO1600-2000 показывает заметное увеличение зерна, это уже цветной шум, но всё ещё незначительный. Рабочими значениями ISO можно считать вплоть до 6400.
8000
10000
12800
25600
51200
Начиная с ISO8000 наблюдается более крупный шум в светлых и тёмных участках кадра, который уже влияет на детализацию. ISO12800 не подойдёт для крупноформатной печати, однако для публикации в сети это вполне пригодное качество. Значения выше неприменимы на практике.
Что касается работы на высоких значениях ISO при записи видео, то я бы не стал использовать значения выше ISO3200-6400. В целом это довольно неплохой показатель. Напомню, что максимальное ISO для фото 51200, а для видео оно ограничено значением 12800. Ниже пример видео на различных значениях ISO. Это 4к, 24fps, максимальный доступный битрейт, f-log без применения LUT.
Автофокус
Fujifilm X-E4 оснащена гибридной системой автофокуса. Есть детекция по лицу и глазам, доступно 425 точек, а точнее, зон. По заявлению производителя чувствительность автофокуса достигает -7.0EV при использовании объектива XF50/1.0. Давайте проанализируем эффективность автофокуса при различном освещении с объективом XF27mm.
В тесте выше можно наблюдать идеальную работу системы автофокуса при недостатке освещения в одну ступень – детекция лица и глаз работает точно, а автофокус не промахивается. Недостаток света в две ступени уже показывает незначительно замедление детекции. Три-четыре ступени уже дает определённые сложности для системы определения глаз, лицо фотоаппарат всё ещё определяет, хоть и не всегда точно. При недостатке освещения в пять ступеней система автофокуса с объективом XF27mm уже отказывается определить лицо в кадре. При таких условия освещения автофокус не работает, однако, вряд ли кто-то будет снимать при столь низком освещении.
Теперь посмотрим, как отрабатывает автофокус в режиме видео.
При съёмке видео Fujifilm X-E4 умеет определять лицо и глаза. Система детекции работает довольно точно, никаких серьёзных ошибок на практике в процессе тестирования я не заметил. При недостатке освещения в 4-5 ступеней, автофокус при съёмке видео начинает работать уже не так точно. Однако если объект в кадре перемещаться не быстро, то в этом случае автофокус отрабатывает довольно точно.
И ещё немного о видео…
Мы уже немного поговорили о видеовозможностях камеры в плане автофокуса и шумности матрицы. Однако, следует внести ещё некоторую ясность в возможности камеры. Как я уже говорил, камера обладает абсолютно теми же характеристиками, что и недавно протестированная нами X-S10. То же самое касается и видео. Пользователь получает 4K до 30 кадров в секунду с довольно высоким битрейтом 200 мегабит. Помимо прочего, доступен F-log на карту и 10 бит с цветовойсубдискретизацией 4:2:2 на внешний рекордер.
Запись идёт с полного кадра, а 4К экстраполируется из 6К. Возможности для такой компактной и относительно недорогой камеры дешевле, чем X-S10) действительно впечатляют. Однако, не всё так просто.
Во время тестирования я столкнулся с неприятным перегревом камеры во время записи видео 4К или Full-HD. Камере достаточно всего около 12-14 минут непрерывной записи в режиме 4K, после чего появляется сообщение о перегреве и камера выключается. Тест проходил при стандартной комнатной температуре. При этом сам корпус камеры практически не нагревается. Серьёзный нагрев ощущается под дисплеем. При записи FHD камера выдерживает приблизительно 16-18 минут.
Таким образом, X-E4 нельзя рекомендовать для записи видео, точнее, для записи длинных видеороликов. Если ваша задача — получать качественные короткие видео, то, вероятно, камера сможет вас удовлетворить, но я бы всё-таки рекомендовал модель постарше X-S10. Fujifilm X-E4 это камера в первую очередь для фото. Кстати, объектив Fujinon XF 27mm F/2.8 R WR, который поставляется в комплекте с X-E4, так же не лучшим образом подходит для съёмки видео, тем не менее для фото он очень даже неплох. И поскольку этот объектив новинка и мы его ещё не тестировали, далее предлагаю разобрать некоторые технические особенности объектива и детально протестировать.
Тест объектива Fujinon XF 27mm F/2.8 R WR
Новинка пришла на смену объектива Fujinon XF 27mm F2,8, который был представлен в 2013 году. Оптическая схема осталась прежней, поэтому характеристики объектива повторяются. Это МДФ 0.34 метра, диаметр светофильтра 39мм, 7-лепестковая диафрагма. Вес стал чуть больше – 84 грамм против 78 грамм, а габариты остались прежними.
Пользователи предыдущей версии сетовали на отсутствие отдельного кольца диафрагмы. Теперь, на радость им, это кольцо есть, однако, из-за очень компактных габаритов изменить диафрагму, не задев кольцо фокусировки, довольно проблематично. Выступающий фиксатор на кольце диафрагмы это неудобство немного нивелирует. Толщина электронного кольца фокусировки также уменьшилась. На самом деле все эти неудобства легко стерпеть, ведь объектив очень компактный, а в комплекте с X-E4 весь сетап можно поместить даже в карман куртки. На мой взгляд, это очень удачный комплект для прогулок и путешествий налегке, ну и, конечно, он очень стильный! Давайте посмотрим на возможности объектива.
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
Максимальная резкость по центру кадра начинается уже с максимально открытой диафрагмы. На периферии максимальная резкость наблюдается в диапазоне f/4-8. Приблизительно после значения f/11 начинается снижение резкости под влиянием дифракции.
Объектив обладает относительно небольшой бочкообразной дисторсией.
Отличительной чертой этой оптической схемы является минимальное проявление хроматических аберраций. Если на отрытых диафрагмах мы можем заметить незначительные продольные аберрации, которые исчезают при диафрагмировании, то поперечных аберраций здесь абсолютно нет.
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
И также приятной особенностью является минимальное виньетирование. На открытой диафрагме затемнение в углах практически незаметно, а после f/5.6 оно вовсе исчезает.
А вот с бликозащитой дела обстоят хуже. При ярком контровом свете наблюдается снижение контраста, а при диафрагмировании блики приобретают яркие и заметные очертания.
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
В пересчете на 25-миллиметровый сенсор Fujinon XF 27mm F/2.8 R WR обладает эквивалентным фокусным расстоянием 41 мм. Ожидать какого-то невероятного красивого боке не приходится, тем не менее картинка, которая у меня получилась, очень даже впечатляет. Световые диски ровные, без эффекта луковых колец, без хроматических аберраций и с ожидаемым искажением формы к периферии кадра.
f/2.8
f/3.2
f/3.6
f/4.5
f/5.0
f/5.6
Fujinon XF 27mm F/2.8 R WR не подвержен астигматизму, а комические аберрации проявляются ближе к краю кадра в диапазоне f/2.8-5.6.
f/2.8
f/4.0
f/5.6
f/8.0
f/11
f/16
И вот та самая характеристика, которая мешает снимать качественное видео на этот объектив — дыхание фокуса. При перефоксировке с МДФ на бесконечность происходит изменение масштаба на 17 процентов, что действительно очень много.
Если вы снимаете неподвижный объект, установив камеру на штатив, то этот эффект не составит каких-либо проблем. А вот если вы будете снимать с рук или установите камеру на стедикам, то тут уже можно столкнуться с определёнными сложностями. Ко всему прочему, если вы планируете снимать видео и записывать звук на встроенный микрофон, чего я никогда не рекомендую, то вы столкнётесь с довольно сильным внутренним шумом мотора, который записывается на звуковую дорожку.
Галерея Fujifilm X-E4 и Fujinon XF 27mm F/2.8 R WR
Fujifilm X-E4 это фотоаппарат для тех кто ценит в фотографии не только результат, но даже больше процесс её создания. При этом платформа этой камеры, на которой построены все последние новинки кроп-камер Fujifilm, обеспечивает отличное качество изображения. Фотограф получает прекрасный динамический диапазон, высокие рабочие ISO, точный и быстрый автофокус, ну и конечно присутствуют все фирменные режимы имитации пленки.
Отдельного внимания заслуживает продуманная система управления и это касается не только программного обеспечения, но и просто расположения кнопок и дисков. При том, что здесь относительно немного органов управления, возможности кастомизации очень широки.
Немного расстроило видео. Камера обладает аналогичными характеристиками X-S10, но, к сожалению, неспособна их выдержать. Если в X-S10 мы совершенно не сталкивались с перегревом, то здесь не получится даже достичь ограничения в 30 минут, камера отключится раньше. Поэтому X-E4 это всё же камера для фотографов, а если в вашей практике немалую часть занимает видео, то лучше присмотреться к другой камере.
Новый объектив Fujinon XF 27mm F/2.8 R WR получился очень удачным. Сохранив в себе отличные оптические характеристики своего предшественника, он получил долгожданное кольцо управления диафрагмой. В сочетании с камерой X-E4 получается очень привлекательный комплект.