Рад приветствовать читателей Photar.ru с вами Молчанов Павел. В этой статье я поделюсь своими опытом и наблюдениями от работы с камерой Hasselblad X1D II 50C и объективом XCD 2,8/65.
Это дополняющая текстовая версия к основному видео, которое вы можете посмотреть на нашем ютубе-канале или в самом начале этой публикации.
© Илья Кайгородов
Hasselblad X1D II 50С это среднеформатная беззеркальная камера обладающая 50-ти мегапиксельным сенсором размером 42.8 на 32.9 мм. Поскольку матрица существенно больше фулфрейма, у неё появляется большое преимущество по динамическому диапазону и работе с цветом. Сегодня мы попытаемся проверить, как это работает в реальной жизни. Но прежде чем мы перейдём именно к практической съёмке, давайте познакомимся более подробно с камерой и объективом.
© Илья Кайгородов
Дизайн камеры полностью унаследован от первой версии Hasselblad X1D 50С – он стильный и очень современный. Корпус полностью изготовлен из алюминиевого сплава. Качество сборки и дизайн просто на высоте! Камера обладает довольно внушительными размерами особенно если сравнивать с полнокадровыми беззеркалками, однако, на фоне среднеформатных коллег по цеху корпус наоборот отличается компактностью. Размеры корпуса 148x97x70 мм, а вес 670 грамм.
© Илья Кайгородов
Дизайн и форма корпуса очень необычные, ничего подобного больше никто не делает. Ощущение, что камера прилетела к нам из космоса, а не из Швеции. Хват невероятно удобный, а все элементы управления расположены так, что с ними комфортно работать.
© Илья Кайгородов
Основное пространство задней панели занимает большой се́нсорный 24-битный экран диагональю 3.6 дюйма с разрешением 2.36 миллиона точек, он фиксированный. Экран яркий, работать с ним удобно даже при интенсивном солнце. Дисплей защищён качественным стеклом с олеофобным покрытием и устойчивым к царапинам. Пожалуй, это лучший экран камеры, с которым мне приходилось когда-либо работать. Кстати, если вспомнить о первом поколении X1D, то экран получил серьёзное обновление. Во-первых, он стал больше, во-вторых, его разрешение увеличилось в два с половиной раза!
На задней панели нет никаких джойстиков и навипадов, поэтому перемещение по меню происходит с помощью тачскрина. Надо сказать, что качество се́нсорного управления на высоте, всё продумано до мелочей. А во время съёмки через видоискатель дисплей можно использовать в качестве панели для перемещения точки фокусировки.
Видоискатель здесь тоже выдающийся – это OLED, с разрешением 3.69 млн точек! Однако, при работе с видоискателем чувствуется некоторая задержка отображения, но не будем забывать, что мы говорим не о репортажной камере, поэтому это совершенно некритично.
© Илья Кайгородов
Помимо прочего, на задней панели справа от дисплея расположились в один ряд кнопки для основных действий, таких как переход в меню, режим просмотра и т. д. Рядом с видоискателем две кнопки – AE-L блокировка экспозиции) и AF-D активация автофокуса, аналог AF-ON).
© Илья Кайгородов
На верхней панели первым делом в глаза бросается кнопка спуска, которая традиционно для камер Hasselblad окрашена в фирменный оранжевый цвет.
© Илья Кайгородов
Вторым отличительным элементом является диск переключения режимов работы, который утапливается в корпус камеры, тем самым исключая случайные переключения.
© Илья Кайгородов
© Илья Кайгородов
На верхней панели также присутствует кнопка включения, кнопка AF/MF, которая переключает режим работы фокуса и кнопка ISO/WB для управления соответствующими параметрами съёмки. Спереди и сзади на ручке присутствуют классические колёсики управления, отвечающие за выдержку и диафрагму.
© Илья Кайгородов
На левой грани два отдельных отсека. Первый для карт памяти – два скоростных слота SD UHS-II. Второй – разъёмы для наушников и микрофона, а также USB Type-C. Разъём USB может использоваться не только для съёмки при помощи фирменного приложения Phocus, но и для зарядки батареи. Оба отсека обладают защитой от проникновения влаги и пыли.
© Илья Кайгородов
Немного о технических характеристиках камеры Hasselblad X1D II 50С. Как я уже писал, в камере установлен сенсор с разрешением 50 мегапикселей. Здесь нет матричной стабилизации, поэтому в большинстве сценариев съёмки рекомендуется использовать штатив. Диапазон ISO 100-25600. Скорость серийной съёмки 2,7 кадра в секунду, один RAW-файл весит приблизительно 106 MB – для максимально комфортной работы рекомендую использовать флешки стандарта UHS-II со скоростью 260MB/s или выше. Автофокус контрастный, работает только в режиме покадровой фокусировки. Для выбора доступны 117 зон автофокуса.
© Илья Кайгородов
Также Hasselblad X1D II 50С умеет снимать видео. По сравнению с первой версией возможности видео стали шире. Теперь камера снимает видео с разрешением 2,7K 2720 x 1530) без кропа, 4:2:0 8 bit.
Интересной особенностью X1D является отсутствием затвора в камере. Он располагается в объективе. Это центральный лепестковый затвор. Одно из главных преимуществ такого затвора возможность синхронизации со вспышками на всём диапазоне выдержек от 68 минут до 1/2000 с. Одновременно с этим у центрального затвора есть и минус – максимально короткая выдержка — это 1/2000.
В процессе практической съёмки мы обязательно поговорим про невероятный динамический диапазон камеры в 14 ступеней, посмотрим, как камера снимает при высоком ISO. Однако, в конце этой публикации мы проводим синтетические исследования матрицы касательно динамического диапазона и съёмки на различных значениях ISO.
Объектив Hasselblad XCD 2,8/65
© Илья Кайгородов
Система Hasselblad X на текущий момент насчитывает 10 объективов. Это не только фиксы. Также существуют объективы с переменным фокусным расстоянием и дополнительный конвертер 1,7х. Помимо этого, для системы есть адаптеры XH, XV и XPan, которые позволяют использовать объективы соответствующих систем Hasselblad.
© Илья Кайгородов
Снимать сегодня мы будем на объектив Hasselblad XCD 2,8/65. Этот объектив в пересчёте на 35-миллиметровые камеры соответствует классическому фокусному расстоянию 50 мм.
Корпус объектива Hasselblad XCD 2,8/65 полностью изготовлен из металла. Его вес составляет 727 грамм, при относительно скромных размерах 93 на 81 мм. Электронное фокусировочное кольцо имеет приятное прорезиненное покрытие. Объектив обладает защитой от проникновения пыли и влаги.
© Илья Кайгородов
© Илья Кайгородов
Во время фокусировки передняя линза выдвигается вперёд приблизительно на 1-2 см в зависимости от дистанции. Минимальная дистанция фокусировки 0.5 м. Передняя линза во время фокусировки не поворачивается, что позволяет без проблем использовать поляризационные и другие фильтры, зависящие от положения.
© Илья Кайгородов
Объектив Hasselblad XCD 2,8/65 обладает невероятными оптическими характеристиками. Великолепная резкость начиная уже с открытой диафрагмы, идеальная геометрия, почти полное отсутствие хроматических аберраций. Но не верьте нам на слово, с результатами нашего подробного тестирования вы можете ознакомиться в конце этой публикации.
Практическая съёмка с Hasselblad X1D II 50C и XCD 2,8/65
Параметры: 1/250, f/16, ISO100. © Павел Молчанов
Сразу хочу отметить, что даже на экране камеры снимки выглядят впечатляюще. Заявленный динамический диапазон в 14 ступеней действительно виден. И особенно хорошо он себя показывает в тенях, они получаются очень натуральные, с прекрасным уровнем контраста и плавными переходами полутонов в светах.
Как я говорил в видеоролике, снимал я используя автоматический баланс белого и делал это для того, чтобы воочию оценить работу алгоритма Hasselblad Natural Color Solution. К работе баланса белого у меня никаких претензий не возникло, цвета во всех сценах получались максимально натуральными.
Карбоновый штатив и шаровая голова Gitzo Traveler. © Илья Кайгородов
Поскольку камера имеет большую матрицу, снимать на неё с рук на выдержках длиннее 1/100 секунды не рекомендуется, так как появляется вероятность получить микросмазы.
Параметры: 1/100, f/16, ISO100. © Павел Молчанов
Тут также сто́ит отметить, что в этой камере нет стабилизатора матрицы. Именно по этой причине в первой части съёмки я и старался использовать штатив, несмотря на то, что стояла солнечная погода. Это позволило мне использовать закрытую диафрагму для лучшей проработки деталей, относительно длинную выдержку и при этом избежать смаза. Работая со среднеформатными камерами, не сто́ит ожидать скорости работы автофокуса такой же, как у современных беззеркалок ну и зеркальных камер тоже). Она существенно медленнее, что не позволит комфортно работать с ней в условиях динамичной съёмки. Повторюсь, что это не особенность именно этой камеры, о которой я говорю сегодня, а вообще всех среднеформатных камер.
Параметры: 1/320, f/18, ISO100. © Павел Молчанов
Теперь сто́ит рассказать о 16-битном RAW, который даёт существенный запас по последующей обработке снимков, позволяя добиться максимально натуральных цветов и яркостных переходов.
К сожалению, ситуация с коррекцией пересвеченных участков не сильно лучше относительно 35-миллиметровых камер смотри наши синтетические тесты ниже). При разнице в две ступени получить достаточное количество информации уже сложно. Но, как и со многими камерами, в этой ситуации лучше недоэкспонировать кадр и на этапе обработки вытянуть тени. Как вы видите по снимкам, высокая битность RAW формата действительно даёт возможность получить максимально естественные цвета с плавными переходами.
1 of 6
Параметры: 1/125, f/8.0, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/160, f/6.3, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/250, f/7.1, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/125, f/11, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/160, f/11, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/320, f/5.0, ISO100. © Павел Молчанов
Портретная съемка
Ну что же, теперь давайте поговорим о съёмке портретов. В этой камере нет следящего автофокуса по лицу модели в ней в принципе нет следящего автофокуса), поэтому после изменения положения каждый раз нужно заново фокусироваться. Благо с се́нсорным экраном это не вызывает никаких затруднений. К слову, даже в солнечную погоду экран позволяет вести съёмку достаточно комфортно. Объектив с фокусным расстоянием 65 мм не очень хорошо подходит для съёмки крупных планов, так что работал я в основном со средними и общими планами.
1 of 4
Параметры: 1/1250, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/2000, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/1250, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/1600, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Первая локация достаточно контрастная, в ней мы имеем тёмный фон, частично освещённую модель, да ещё и в очень контрастной одежде. Но как вы видите по снимкам, камера отлично справляется с такими сильными перепадами яркости, что даже на белом свитере модели прекрасно читается фактура материала. Даже тогда, когда лицо модели частично освещено прямым солнечным светом, не случается излишнего контраста, снимок по-прежнему остаётся объёмным с плавным переходом яркости.
Параметры: 1/2000, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Цвета ни в светах ни в тенях не расползаются и остаются очень натуральными. Также прекрасно считывается фактура в тенях чёрного пиджака. Что касается композиционных приёмов, то я расположил модель на ритмичный фон, попросив её принимать широкие и угловатые позы. Подобный подход позволил связать все элементы между собой. А также на руку сыграли сочетающиеся цвета фона и одежды модели. Утрировано низкая точка съёмки создала ощущение более агрессивного и давящего характера модели. Что касается геометрии объектива, то он прекрасно подошёл для средних и общих планов, никаких искажений я не заметил.
Параметры: 1/640, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/400, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Следующая локация стала так же отличной проверкой для камеры. Я разместил лицо модели в тени, а руки и одежда частично освещались прямым солнечным светом, фон же был освещён очень ярко. Как вы видите по снимкам, камера отлично справилась со столь сложным освещением. После обработки естественность контраста и цвета не исчезла.
Параметры: 1/1000, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
На прошлых снимках вы увидели, что даже при неоднородном освещении лица модели, цвет кожи и объём остаются очень натуральными. На этом снимке можно ещё раз убедиться в этом.
Параметры: 1/500, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Перевод снимка в ЧБ, на мой взгляд, смотрится очень здорово! Отдельно стоит отметить прекрасную детализацию как в светах, так и в тенях. Причём несмотря на такой диапазон, снимок не выглядит плоским или слабоконтрастным!
Съемка с импульсным светом
Параметры: 1/800, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
В следующей части я буду работать с импульсным светом, и здесь есть одна очень важная особенность. Работая с Hasselblad X1D II 50С, вы получаете возможность синхронизации студийного освещения на всём диапазоне выдержек, вплоть до 1/2000 секунды! Никакой высокоскоростной синхронизации здесь нет, что позволяет работать с абсолютно любыми импульсными приборами. В качестве дополнительного освещения я использовал аккумуляторный прибор Profoto B10 Plus с белым зонтом на отражение. Выбор этой насадки обусловлен её компактностью и достаточно мягким, широким освещением, что очень хорошо подходит для съёмки портретов.
1 of 4
Параметры: 1/800, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/800, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/800, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/800, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Я хочу обратить ваше внимание на теневые участки снимков те, куда дополнительный свет не попал), в них видны все детали! Особенно это поражает на фоне того, что на снимках и детализированное светлое небо и проработанные тени. Вот в этом и заключается магия среднего формата! Очень плавный контраст и широкий динамический диапазон позволяют получать максимально реалистичные переходы полутонов.
1 of 3
Параметры: 1/2000, f/3.2, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/2000, f/2.8, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/2000, f/3.2, ISO100. © Павел Молчанов
Продолжая тестировать на что способен сенсор Hasselblad X1D II 50С, я переместил модель в ещё более тёмную и контрастную локацию. Но и в ней никаких проблем с реалистичностью получаемого изображения не возникло.
Параметры: 1/2000, f/4.5, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/2000, f/4.5, ISO100. © Павел Молчанов
Разместив модель максимально контрастно относительно фона, я всё равно получил прекрасную детализацию теней. Уверен, вы удивлены не меньше меня! На мой взгляд, современные камеры формата 35 мм справились бы с этой задачей не так хорошо.
1 of 7
Параметры: 1/400, f/5, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/400, f/5, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/320, f/5, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/320, f/5, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/320, f/5, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/320, f/5, ISO100. © Павел Молчанов
Параметры: 1/320, f/5, ISO100. © Павел Молчанов
В этих кадрах я постарался больше внимания уделить работе с локацией и её освещением. Мне очень понравились выраженные треугольники света, и ритмичные линии ступеней и перил, которые я постарался совместить в кадре. Модель я расположил в тени для того, чтобы на ней не смешивался яркий естественный и дополнительный свет. Однако, за счёт использования дополнительного света, я смог создать на модели такой же контраст что и на фоне. Правильная работа с контрастом дополнительно освещённых объектов является очень действенным инструментом, но не самым простым. Благодаря световым пятнам на фоне, освещению модели и ритмам локации, снимки получились динамичными и интересными.
Для личного ознакомления, вы можете скачать несколько исходников примеров из этой публикации здесь. А теперь проведем несколько технических тестов камеры и объектива.
ISO
Hasselblad X1D II 50C обладает диапазоном ISO 100-25600. Камера позволяет регулировать чувствительность с шагом в 1 ступень.
|
|
100 |
|
200 |
|
400 |
|
800 |
|
1600 |
|
3200 |
|
6400 |
|
12800 |
|
25600 |
|
Скачать исходники
Первые признаки шумов наблюдаются на значении ISO800 — зерно шума мелкое и монотонное, не влияет на детализацию. Начиная с ISO 3200 проявляются цветные шумы на тёмных участках кадра, однако шум всё ещё довольно мелкий. Внутрикамерное шумоподавление справляется со своей работой отлично, таким образом ISO 3200 можно считать всё ещё рабочим. А вот значений выше лучше стараться избегать. С каждым новым значением размер зерна увеличивается и начинает влиять на детализацию.
Следует снова отметить, что эта камера не предназначена для экстремальных условий съёмки при недостаточном освещении. В работе необходимо использовать либо штатив, либо дополнительное освещение. Поэтому наблюдаемое нами поведение картинки выше значения ISO3200 не критично.
Динамический диапазон
Предупреждаю! Сейчас будет происходить магия, на которую абсолютно неспособны цифровые полнокадровые камеры.
Для теста динамического диапазона были сделаны ряд кадров намеренно переэкспонированных и недоэкспонированных. Далее в программе Lightroom параметры экспозиции были настроены до оптимального значения.
Начнём с «вытягивания» деталей из теней.
-1 ступень
-2 ступени
Вытягивание 1-2 ступени из теней никак не сказывается на качестве картинки. Всё идеально.
-3 ступени
3 ступени приводят к появлению абсолютно минимального монотонного шума.
-4 ступени
4 ступени также дают минимальный шум и лишь малозаметный цветной шум на тёмных участках. Отмечу, что я очень сильно придираюсь к качеству картинки. К примеру, для 35-мм сенсора я бы такую картинку назвал идеальной. Но мы говорим о среднем формате, поэтому ставки здесь совершенно другие.
-5 ступеней
И вот она магия! Из теней вытянуто 5 ступеней!!! Почти кромешная темнота, однако мы получаем картинку абсолютно детализированную и без потери цветов! Да, есть шумы, но что вы хотите, это же 5 ступеней!!!
Далее начиняются экстремальные значения. Ведь даже Lightroom не позволяет поднять экспозицию больше чем на 5 ступеней. Поэтому на изображениях выше значение экспозиции максимально +5, а также ползунки Shadows и Blacks максимально на значении 100. Картинка теряет в контрастности, но для демонстрации возможностей камеры этого достаточно.
-6 ступеней
-7 ступеней
-8 ступеней
-9 ступеней
-10 ступеней
Безусловно, никто в здравом уме на практике не будет вытягивать такое количество ступеней в конвертере. Это ж как надо ошибиться в экспозиции! Но мы можем воочию наблюдать, что камера вплоть до -10 ступеней имеет запас деталей в тенях, это просто невероятные показатели! Недоэкспонирование 6 ступеней даёт нам полностью чёрную картинку, но RAW показывает, что камера всё ещё видит и продолжает видеть до -10 ступеней! Вы можете скачать и самостоятельно покрутить RAW-файлы здесь.
Давайте посмотрим как обстоят дела с деталями в светах.
+1 ступень
+2 ступени
А вот со светами уже не столь радужная обстановка, хотя это и было ожидаемо. Как правило, все матрицы хуже сохраняют детали в светах. Вытягивание даже одной ступени приводит к слабой потере полутонов, а две ступени уже к более заметной.
+3 ступени
+4 ступени
Вытягивание 3-4 ступеней приводит к сильной потере полутонов, тем не менее некоторые цвета всё же сохраняются. При вытягивании более четырёх уж не получается получить новые детали. Этот тест даёт нам определённое практическое понимание – лучше недоэкспонировать кадр на 1-2 или даже три ступени, чем хоть немного пересвтить кадр.
Динамический диапазон камеры Hasselblad X1D II 50C просто поражает! Все исходники вы можете скачать здесь.
Тест объектива Hasselblad XCD 2,8/65
Резкость
|
Центр |
Периферия |
f/2.8 |
|
|
f/4.0 |
|
|
f/5.6 |
|
|
f/8.0 |
|
|
f/11 |
|
|
f/16 |
|
|
f/22 |
|
|
Центр/Периферия
Объектив полностью обеспечивает высочайшее разрешение матрицы X1D 50 мегапикселей. Резкость идеальная уже на максимально открытой диафрагме. Лишь приблизительно на f/18-22 можно наблюдать снижение резкости под влиянием дифракции, что в принципе невозможно избежать, какая бы ни была совершенная оптика.
Хроматические аберрации
|
Продольные |
Поперечные |
f/2.8 |
|
|
f/4.0 |
|
|
f/5.6 |
|
|
f/8.0 |
|
|
f/11 |
|
|
f/16 |
|
|
f/22 |
|
|
Продольные/Поперечные
Наблюдается полное отсутствие поперечных, и абсолютно минимальное проявление продольных хроматических аберраций. Невероятный показатель!
Дисторсия
RAW/внутрикамерный JPEG
Идеальная геометрия!
Боке
f/2.8 |
|
f/3.2 |
|
f/3.5 |
|
f/4.0 |
|
f/5.6 |
|
f/8.0 |
|
f/11 |
|
Никаких луковых колец, никакой каёмки, равномерное заполнение световых дисков. Качества боке на высочайшем уровне. Однако, есть интересная особенность — диск круглой формы лишь на максимально открытой диафрагме, начиная сразу же с f/3.2 световые диски приобретают явновыраженную форму девятиугольника.
Кома и астигматизм
|
Астигматизм |
Кома |
f/2.8 |
|
|
f/4.0 |
|
|
f/5.6 |
|
|
f/8.0 |
|
|
f/11 |
|
|
f/16 |
|
|
f/22 |
|
|
Астигматизм/Кома
Проявление астигматизма не наблюдается. Коматические аберрации слегка заметны в диапазоне f/2.8-8.0 и далее полностью исчезают.
Дыхание фокуса
МДФ/бесконечность
При перефокусировке с МДФ на бесконечность происходит уменьшение масштаба приблизительно на 23 процента. Пожалуй, это единственный найденный минус объектива в результатах нашего тестирования. Однако, минимальное дыхание фокуса актуально лишь в видео для чего камера X1D II не является лучшим выбором) или в предметной фотографии для чего фокусное расстояние 65 мм не подходит). Таким образом, этот минус никак не сказывается на практической работе фотографа.
Заключение
Параметры: 1/640, f/5, ISO100. © Павел Молчанов
В заключение хочу сказать, что среднеформатная камера Hasselblad X1D II 50С, является прежде всего профессиональным инструментом для тех, кто понимает зачем она нужна. Любители вряд ли смогут принять неторопливую работу автофокуса и долгую задержку после съёмки кадра. Однако её обязательно оценят по достоинству те, кому важен широкий динамический диапазон, натуральная цветопередача и возможность очень гибкой последующей обработки снимка.
источник >>