Это уже шестой выпуск из цикла #ProСвет! Напомню, в этом цикле мы делимся интересными приемами по работе в студии — показываем и рассказываем как делать крутую картинку, используя всего один прибор и одну насадку.
Каждый выпуск содержит видео и текстовую часть с пояснениями и схемами. Так что, если вы этого еще не сделали, подписывайтесь на наш YouTube-канал и следите за обновлениями.
В этом выпуске мы поговорим о насадке, которую тоже можно отнести к базовым так как она есть во многих студиях), и которую очень любят большинство фотографов — это октабокс диаметром 150 см, в нашем случае Profoto RFI Octabox 5’.
© Илья Кайгородов
Свою славу и распространенность насадка получила благодаря удобству обращения с ней как ни крути, свет не изменится) и мягкому широком полю света, с которым очень легко работать.
Необходимо отметить одну важную отличительную черту приборов Profoto. Практически любую насадку можно передвигать по голове моноблока, тем самым фокусируя или расфокусируя свет.
© Илья Кайгородов
Положение 4 это крайнее дальнее положение прибора, а положение 10 — крайнее ближнее. В нашем случае мы использовали генераторную голову Profoto ProHead plus UV 500W. Для начала давайте посмотрим на общий характер света этой насадки рекомендую сравнить с насадками из предыдущих статей — ссылки в конце).
Первый снимок сделан в положении 4, а второй в положении 10.
При зуммировании насадки из положения 4 до положения 10 мы видим небольшое изменение яркости. В положении 10 насадка выдает примерно на 1/3 ступени больше света. Очень важным нюансом является то, что при зуммировании практически не меняется угол освещения и яркость одинаково распределяется по всей площади. Необходимо учитывать, что эта особенность не будет работать при более близком расположении прибора к объекту съемкт, в таком случае мы получим более ярковыраженное пятно света в центре. Подобный эффект впервые встречается в наших статьях #ProСвет.
Давайте посмотрим на основные характеристики насадки октабокс 150см Profoto RFI Octabox 5’):
- Тип освещения при стандартных условиях использования): мягкий, слабо контрастный
- Интенсивность по сравнению со стандартным рефлектором zoom reflector): приблизительно -1 и 1/2 ступени в положении 4 и -1 и 1/10 ступени в положении 10
- Изменение баланса белого: незначительно в теплую сторону
- Акцентированность пятна в центре: очень слабо выраженная
Очень важно! Необходимо учитывать окружение в нашем случае студию), в которой ведется съемка. Правая стена циклорамы большая и белая, расположена достаточно близко к объекту, что вносит весьма существенные коррективы в контраст. Так что если стены в студии ближе/дальше, светлее/темнее или имеют окрас, то все это будет влиять на светотеневой рисунок. Пренебрегать этим совсем не стоит, а гораздо лучше использовать это себе во благо!
Приемы работы с октабоксом 150см
Работая с мягкими источниками света, я часто использую прием, в котором стараюсь светить на модель сбоку/сверху и по касательной посмотрите об этом в предыдущих видео). Это позволяет получить выраженный плавный переход освещения по модели. Работая с большими насадками более 120 см), достаточно просто получить относительно равномерное освещение на модели, но вот добиться контраста сложнее. Так что старайтесь располагать прибор ближе и светить под углом.
1 of 4
© Павел МолчановКак снимать с октабоксом
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
© Павел Молчановкак снимать с октабоксом
Схема:
© Павел Молчанов
При работе с большими насадками достаточно сложно контролировать освещение на фоне. Чтобы увести фон в тень отодвиньте прибор на линию модели и разверните насадку так, чтобы она светила вскользь по модели больше в камеру. Это позволит оставить мягкое, контрастное достаточно приглушенное и драматичное) освещение, но ограничить освещение фона для дальнейшей работы с ним. Обратите внимание, что в моем случае модель находится достаточно близко к фону около 1,2-1,5 метра) который еще и сильно бликует.
1 of 6
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
© Павел Молчановоктабокс
© Павел Молчановоктабокс в студии
Схема:
© Павел Молчанов
В такой постановке света нужно внимательно следить за тем, чтобы в глазах модели был блик. Также важно отметить, что подобное освещение подходит не ко всем типам лиц. При слишком близком расстоянии можно получить излишний контраст. Для более плавного перехода контраста отодвигайте свет в сторону от модели.
© Павел Молчанов
Уверен, что подобный подход использовали все фотографы, но есть в нем одна хитрость. При свете от камеры «в лоб» легко получить скучное практически бестеневое освещение. Для создания контраста можно использовать либо соты, либо придвигать прибор ближе к модели. Рассмотрим именно второй вариант, ведь при большом расстоянии от модели даже соты не спасут. Итак, расстояние от насадки до модели около 1,2-1,5 метра, прибор находится выше головы модели, по лучу направлению) направлен примерно на уровень пояса. Использование журавля вместо обычной стойки очень сильно упросит вам жизнь. Плюс подобного освещения в том, что модель получает возможность работать любым боком, что позволит сильно разнообразить снимки. Подобная постановка света часто используется в съемке каталогов одежды.
1 of 3
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
Схема:
© Павел Молчанов
Увеличив немного расстояние от модели до прибора, я выровнял освещение, что очень хорошо подходит для ростовых съемок и съемок с несколькими моделями в кадре.
1 of 2
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
© Павел МолчановСнимаем в студии только с октабоксом
Схема:
© Павел Молчанов
В заключение хочу показать вам еще один прием, который можно использовать даже у окна. Для этого нужно расположить модель за источником света, направленным к ней под 90 градусов можно даже под углом сверху) и потом нужно поймать тот самый баланс контраста, которой подойдет именно вашей модели и вашей задумке. Такое освещение можно поймать не только от окна, но и в арках, между домами и любыми другими естественными «флагами» ограничителями света).
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
Схема:
© Павел Молчанов
Ошибки при работе с октабоксом
К наиболее распространенным ошибкам при работе с октабоксами можно отнести слишком большое расстояние до модели, что полностью убирает то самое мягкое, но контрастное освещение. Также не стоит забывать, что по направлению луча, как и любые другие насадки, октабокс стоит направлять на пояс или даже колени модели.
В зависимости от фирмы производителя, октабоксы имеют разную глубину, что сильно влияет на светотеневой рисунок. Чем окта глубже, тем ровнее будет световой поток, а у «плоских» насадок пятно света в центре будет выражено сильнее. Так что всегда подбирайте освещение исходя из имеющейся в вашем распоряжении насадки.
Заключение
© Илья Кайгородов
Насадка октабокс очень часто используется в качестве мягкого освещения в портретах и предметной фотографии. С ней достаточно просто получить мягкие и нежные портреты, в том числе и детские. Ее очень удобно использовать для относительно равномерного освещения небольших групп людей. Также она часто используется в съемке каталогов и фэншн/бьюти фотографии. В зависимости от размеров насадки будет меняться контраст и жесткость света — чем больше насадка, тем мягче будет освещение. Дополнительно используя соты, можно добиться еще более интересного результата. За счет большого размера с октабоксом проще работать в паре со студийным журавлем. Я чаще всего использую большие октабоксы для съемки «стандартных» деловых портретов и в каталожных съемках.
источник >>