Рад снова приветствовать читателей Photar.ru! В этом выпуске мы продолжаем наш цикл цикл #ProСвет, в котором делимся с вами полезной информацией по съемке в студии с использованием всего одного прибора и одной светоформирущей насадки.
И в сегодня речь пойдет о съемке с применением портретной тарелки на примере Profoto White Beauty Dish с белым напылением на внутренней части).
Profoto D2 + Profoto White Beauty Dish. © Илья Кайгородов
Чаще всего эта насадка используется для съемки портретов и средних планов, однако, использовать ее иначе никто не запрещает. Портретные тарелки достаточно распространены в студиях, но работа с ними имеет ряд особенностей. Самой главной особенностью является “инвертированная” неравномерность светового поля. То есть в центре мы имеем более темное пятно, а в средней части более светлое поле.
Profoto D2 + Profoto White Beauty Dish. © Илья Кайгородов
Еще одной важной особенностью является то, что портретная тарелка не зуммируется по голове прибора, как другие насадки Profoto более подробно об этом можете почитать/посмотреть в наших предыдущих выпусках — №1 и №2).
Для начала давайте проанализируем, какой характер освещения дает нам этот рефлектор.
Поскольку портретный рефлектор не зуммируется по голове вспышки, то для сравнения я покажу кадры, снятые с рассеивателем дифьюзером) и без него.
Первое фото сделано без рассеивателя, а второе с рассеивателем. Как видно по снимкам, рассеиватель слегка меняет интенсивность света менее 1/3 ступени), снижает контраст, пятно света становится более однородным, кроме этого, свет становится чуть мягче это заметно по более растушёванным теням). Также можно заметить, что рассеиватель слегка меняет цветовую температуру, сдвигая оттенок в розовый цвет эта характеристика зависит от материала рассеивателя).
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
Основные характеристики портретной тарелки:
- Тип освещения при стандартных условиях использования): средней жесткости, довольно контрастный
- Интенсивность по сравнению со стандартным рефлектором zoom reflector): порядка 2/3 ступени
- Изменение баланса белого по сравнению со стандартным рефлектором zoom reflector): чуть в более теплую сторону, при надетом дифьюзере оттенок слегка сдвигается в розовый
- Акцентированность пятна в центре: средне выраженное темное пятно в центре кадра от дефлектора), при использовании дифьюзера становится слабовыраженным, но не пропадает
Очень важно! Необходимо учитывать окружение в нашем случае студию), в которой ведется съемка. Правая стена циклорамы большая и белая, расположена достаточно близко к объекту, что вносит весьма существенные коррективы в контраст. Так что если стены в студии ближе/дальше, светлее/темнее или имеют окрас, то все это будет влиять на светотеневой рисунок. Пренебрегать этим совсем не стоит, а гораздо лучше использовать это себе во благо.
А теперь посмотрите, как Profoto White Beauty Dish ведет себя в портретной съемке.
© Павел Молчанов
Схема постановки света для этого снимка:
© Павел Молчанов
Как видите, использование портретной тарелки позволяет получить контрастную объемную картинку как на крупном, так и на более общем плане. Подобный характер света отлично подойдет для портретных и бьюти-съемок, так как прекрасно подчеркнет и объем и все детали на модели. Очень важно следить за тем, чтобы свет от открытого источника не попадал на участки модели, расположенные в кадре. Иначе это приведет к сильно выраженной разнице характеров освещения. Если брать еще более общие планы, то стоит немного отодвинуть вспышку от модели для более однородного ее освещения.
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
Здесь применялась следующая схема постановки света:
© Павел Молчанов
При использовании рассеивателя добиться желаемого, более однородного освещения, будет проще. Старайтесь не использовать углы более 45 градусов, так как, скорее всего, вы получите излишне контрастное освещение что подойдет далеко не всем людям), а также появится риск попадания на модель жесткого света вспышки не через дефлектор. Основной луч света, как и с большинством других насадок, лучше направлять на середину модели. Это поможет избежать сильных бликов на лбу.
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
Эти снимки сделаны с рассеивателем, схема света осталась прежней.
Для съемки модели в рост уже придется более внимательно располагать источник света. Первое, что нужно сделать, это отодвинуть прибор на такое расстояние, чтобы скрыть модель в тени дефлектора, и только потом искать угол, при котором контраст будет оптимальным используя собственную тень модели). При изменении расстояния не забывайте корректировать угол наклона вспышки и высоту стойки. При правильном расположении вспышки свет прекрасно можно использовать в фэшн-фотографии, так как он красиво подчеркнет контрастом все детали одежды и аксессуаров.
© Павел Молчанов
Схема:
© Павел Молчанов
Используя рассеиватель, работать с контрастом становится проще за счет того, что темное пятно от дефлектора становится менее заметным, и это позволяет придвинуть прибор ближе. Не забывайте, что любое изменение расстояния от вспышки до объекта съемки влияет на интенсивность освещения и на контраст тоже), что необходимо компенсировать мощностью прибора или настройками камеры.
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
Схема осталась той же, но добавился рассеиватель.
Частые ошибки при работе с портретной тарелкой
© Павел Молчанов
Угол поворота вспышки направлен так, что модель полностью освещена прямым светом, а не через дефлектор.
© Павел Молчанов
Верхняя часть модели освещена через дефлектор, а нижняя прямым светом наоборот будет выглядеть также нехорошо). Такая постановка вряд ли подойдет для ростовой съемки.
© Павел Молчанов
Свет установлен под очень большим углом, что, с учетом контрастного и относительно жесткого типа освещения, может привести к некрасивому и грубому освещению лица модели. Смещение источника света ближе к камере, но под тем же углом, приведет к ошибке, описанной в начале.
Заключение
Портретная тарелка это инструмент не самый простой в использовании, но он позволяет добиться красивого контрастного, мягкого при близком расположении) и объемного освещения на фото. Обусловлено это конструктивом и размерами, позволяющими расположить насадку очень близко к лицу модели, но при этом не закрыть его от камеры. Этот рефлектор по достоинству оценят не только фотографы снимающие бьюти и фэшн, но и работающие в более общих портретных жанрах.
Дополнительно модифицировать характер света помогут рассеиватели и соты. Используя их, можно менять угол освещения насадки и растушеванность теней. В будущем выпуске мы поговорим о работе с портретной тарелкой и сотами, поэтому не забудьте подписаться на наш канал. Кроме White Beauty Dish у компании Profoto есть еще Silver Beauty Dish без белого покрытия внутренней части рефлектора), который отличается большим контрастом и жесткостью теней.
Примеры с других моих съемок с использованием портретной тарелки:
1 of 20
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
© Павел Молчанов
Я чаще всего использую портретную тарелку для средних и крупных портретов, когда хочу добиться ярко выраженного контраста, располагая ее от лица модели не дальше 0,5-1 метра. Но при такой постановке стоит учитывать очень сильный контраст, который может утрировать нежелательные детали на лице модели, что усложнит последующую обработку. Портретная тарелка вряд ли подойдет для съемки групповых портретов, так как люди, находящиеся по краям кадра и в центре будут освещены разным характером света. Также при съемке в рост можно получить “скучное” освещение.
источник >>